Первая школа поначалу располагалась там, где сейчас построен храм Всех Святых. Затем переместилась туда, где сегодня находится торговый центр «Европа». И лишь потом заняла то место, где стоит по сей день. Дети учились в непростых условиях: школа отапливалась печью, туалеты находились на улице, шариковых ручек не было — писали чернилами. Их, кстати, можно было довезти в нашу местность только в таблетках, иначе замерзали. «Пока растворишь таблетку, процедишь через вату, весь измажешься», — рассказывает старожил города Анатолий Анатольевич Ким.
Численность классов в то время — более 40 учеников. «Парты стояли аж до доски, так много нас было. Но наша первая учительница, Нина Павловна Сумарокова, умудрялась каждому из нас уделить время, помочь, к каждому найти подход», — вспоминает старожил города Людмила Павловна Жарова.
Из-за нехватки учебных заведений школьники учились в три смены. Третья начиналась в половине четвёртого, когда на улице уже смеркалось. Вечерами школу посещали старшеклассники.
В октябре 1967 года, когда Нефтеюганск из рабочего посёлка преобразовался в город, школьное образование существенно изменилось. 21 декабря по решению исполкома Нефтеюганского городского Совета депутатов трудящихся был образован Нефтеюганский городской отдел народного образования (гороно). Первой его заведующей стала Августа Ивановна Коровина, бывший директор школы № 1. В состав гороно вошли средняя школа № 2, восьмилетняя школа № 1, начальная школа № 3 и школа рабочей молодёжи, а также учебные заведения Нефтеюганского района. Состав пополнялся с каждым годом.
20 июня 1972 года вышло постановление Совета министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшему развитию общеобразовательной школы». И если в 1973 году Нефтеюганск был оснащён школами на 64,5 %, то в середине 1970-х образовательных учреждений стало достаточно. В 1980 году был создан районный отдел народного образования (районо).
В течение последующих десяти лет построили пять новых школ. Проблема нехватки учебных мест была решена. Так, средняя школа № 8 в октябре 1983 года приняла 1200 учеников. Но возникли другие сложности: не доставало сотрудников. Преподавателей приглашали с Большой земли, но многие из них не выдерживали тяжёлых жилищно-бытовых условий и уходили. Решить школьные проблемы помогали совещания учителей совместно с первыми лицами города — руководителями горисполкома и горкома партии.
В 1984-м были приняты Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Ребятам прививали любовь к труду. Школьники принимали активное участие в озеленении города и ремонте учебных заведений. В УПК средней школы № 6 был открыт кооператив «Молодость», а в помещении средней школы № 8 — «Школьник».
Учащиеся выполняли заказы по пошиву швейных изделий и электромонтажные и строительные работы. Директор СОШ № 2 Валентина Петровна Витвинова вспоминает: «Ребята много работали, производственный труд вводился с пятого класса. На объектах треста «Нефтеюганскжилстрой» они занимались очисткой и благоустройством территорий. Учителя обслуживающего и технического труда старались, чтобы школьники не переводили материал, а выполняли заказы шефов — автобазы № 6 и детсада «Белочка». Делали ящики, ремонтировали детскую мебель, игрушки».
В 1990-е, в период перестройки, реформа школьного образования затронула и Нефтеюганск. Процесс обновления школ шёл сложно, необходимо было упразднять старые и вводить новые технологии. В 1994 году открылась гуманитарно-методологическая школа «Лицей», которую возглавил заслуженный учитель России Игорь Иннокентьевич Баннов. Именно это учебное заведение взяло на себя задачу наполнять систему образования. Учителя и учащиеся здесь развивали свои коммуникативные, организаторские и мыслительные способности. В 2000-м лицей получил статус экспериментальной площадки, а в 2003-м был удостоен диплома «Знак качества образования».
В начале XXI века стали появляться всё новые и новые учебные заведения. Среди них и негосударственное общеобразовательное учреждение «Православная гимназия». Здесь помимо школьной программы дети погружаются в систему духовно-нравственных православных ценностей.
В феврале 2002 года на базе СОШ № 4 были открыты первые кадетские классы, нацеленные на воспитание патриотизма у подрастающего поколения. А в 2011-м эта школа первой в Югре получила статус кадетской.
В 2003-м на территории округа в качестве эксперимента был проведён первый ЕГЭ. Тогда это нововведение не воспринимали всерьёз, однако в 2009 году единый государственный экзамен стал обязательным по всей стране.
В рамках сотрудничества с ООО «РН-Юганскнефтегаз» на базе первой и тринадцатой школ были созданы РН-классы с физико-математическим уклоном. А в 2010 году на базе СОШ № 5 был разработан проект «Многопрофильная школа». Учащиеся могли получать углублённые знания по физико-математическим, химико-биологическим, гуманитарным, информационно-технологическим и другим дисциплинам.
В 2017 году в Нефтеюганске было уже 18 общеобразовательных учреждений, в том числе четыре школы-сада и 14 учреждений среднего образования.
Конечно, школьная пора — не только уроки, но и период развития личности ребёнка, его творческого потенциала. В Нефтеюганске работают две школы искусств, музыкальная школа и пять спортивных, Дом детского творчества и центр дополнительного образования «Поиск», на базе которого уже третий год функционирует муниципальный опорный центр. Его самая важная задача — повысить уровень дополнительного образования. В программу обучения в кружках внедряются новые техники. Например, в студии изобразительного искусства практикуют рисование песком и золотой пылью. Открыты также новые направления: черчение и промышленный дизайн.
За 55 лет существования города образование в местных школах прошло через колоссальные метаморфозы, и теперь его уровень в нашем городе — повод для гордости.