Бесценные экспонаты
В 1982 году в Нефтеюганске стало зарождаться музейное дело. Был создан совет общественного музея, куда входили
представители творческой интеллигенции. Его председателем являлась Ольга Григорьева (тогда Нефёдова). Ольга Алексеевна горела идеей создания краеведческого музея. Она собрала коллекцию экспонатов
и устраивала к партийным форумам и комсомольским конференциям выставки в фойе ДК «Юность» и «Строитель». И хотя к созданию музея всё было готово, организовать его удалось не сразу.
«Нам говорили: штаты музей получит лишь тогда, когда скомплектуете десять тысяч экспонатов. А на вопрос, кто этим будет заниматься, ответа не давали», — рассказывает Ольга Григорьева.
Первое штатное расписание было утверждено 1 января 1989 года. Однако помещение в жилом доме девятого микрорайона выделили под нужды музея ещё в 1984-м. С 1986 года музей заработал в полноценном режиме: были открыты выставочные залы,
проходили экскурсии. Нынешнее своё название Музей реки Обь приобрёл с 2001 года.
Первый официально зарегистрированный в музее экспонат — орнаментальные бисерные полосы народов ханты, переданные
представителями стойбищ в дар. Коренные малочисленные народы Севера активно участвовали в пополнении этнографической коллекции музея. Много экспонатов поступило от большой семьи Каюковых.
В выставочных залах музея представлены как чучела животных, проживающих на нашей территории в данный момент, так и останки живых организмов древности. Кости мамонтов, носорогов, различных моллюсков — обитателей Обского
моря, которое когда-то разливалось по нашей местности, — поистине уникальные экспонаты. Увидеть подобное
можно лишь в двух музеях Югры — ханты-мансийском и нашем.
Коллекцию «Археология» тоже помогали создавать нефтеюганцы. Многие находки были обнаружены
при гидронамывных работах.
«К сожалению, не все экспонаты нам удаётся сохранить в первозданном виде и спасти от разрушения. Всё потому, что жители, обнаружив находку, не спешат нести её в музей, а какое-то время хранят у себя. Этого делать нельзя, ведь вытащенные из земли кости теряют среду, которая их консервировала многие тысячи лет, и должны быть сразу же обработаны по специальной технологии. Кроме того, они могут быть заражены, что опасно уже для самих
обладателей этих находок», — поясняет Надежда Эскина, главный хранитель фондов музейного комплекса.
Местные археологи пополнили коллекцию музея не только находками с нашей территории. Многие экспонаты были добыты при
раскопках на реке Таз древнего города севера Западной Сибири Мангазеи. А бывали и совершенно случайные находки. Так, одна жительница в восьмидесятые годы отыскала у себя в огороде кинжал и
подарила его музею.
Нефтеюганцы до сих пор продолжают приносить в музей разные предметы, часто дарят что-то из советского быта. «Некоторые вещи у нас повторяются, а каких-то не хватает. Например, хотелось бы пополнить коллекцию электрической спиральной плиткой, фарфором и детскими игрушками советского периода, старыми ёлочными игрушками из стекляруса, ваты или папье-маше, старинными музыкальными инструментами в хорошем состоянии», — делится Надежда Константиновна.
Дух 1960-х
Если в Музее реки Обь можно узнать многое по этнографии и археологии родного края, то культурно-выставочный центр «Усть-Балык» посвящён истории создания и становления нашего города. КВЦ был создан в 2010 году тоже по инициативе Ольги Григорьевой и стал частью музейного комплекса — структуры, объединившей в 2007 году Музей реки Обь и галерею «Метаморфоза».
Выставочный центр построили на месте первых жилых домов Нефтеюганска (тогда еще посёлка Усть-Балык). «Очень жаль, что не удалось отреставрировать эти постройки, — сетует Надежда Эскина. — Место расположения музея — историческое, но вот сами домики — новострой. Реконструированные здания лучше бы передавали дух того времени и с музейно-исторической точки зрения были бы более ценными».
Идея создания выставочного центра на историческом месте, где когда-то высадился первый десант геологоразведчиков, появилась у Ольги Алексеевны задолго до его открытия. С созданием «Усть-Балыка» многие экспонаты Музея реки Обь, где они экспонировались на выставках, посвящённых истории города и нефтегазового освоения Западной Сибири, переехали на новое место. В дальнейшем коллекцию опять же пополняли нефтеюганцы. Старожилы города приносили вещи, которые бытовали в их семьях в восьмидесятые годы: коньки, лыжи, санки, кухонную утварь, предметы одежды.
Большой вклад в комплектование коллекций сделали Анна Ероновна Бабушкина, Надежда Леонтьевна Леонтьева, Валентин Анатольевич Рымаренко, Леонид Васильевич Прус, Зинаида Рашидовна Петропавловская и многие другие.
Хранит музейный комплекс и память о ветеранах Великой Отечественной войны. Так, в коллекции имеются награды, документы и личные вещи, вплоть до войлочных сапог, председателя городского совета ветеранов Александра Кузьмича Мальчикова. Предметы ветерана были переданы в музей на постоянное хранение его внуком. После смерти Балабаева Николая Андреевича его супруга, Быкова Лидия Михайловна, передала увешанный наградами пиджак мужа и очень много ценных материалов. А ещё пылесос «Ракета» и телевизор «Чайка» 1969 года выпуска.
Галерея — место творчества
В 1997 году по инициативе научного сотрудника краеведческого музея Светланы Зониной создана художественная галерея «Метаморфоза».
Первой, в 2000 году, была организована выставка работ московских художников «Новая реальность». С тех пор выставки стали
проводить регулярно. Свои работы в Нефтеюганске демонстрировали такие художники, как Александр Костин, Владимир Попов, Анатолий Кочетков, Армен Адилхаян.
Директору музейного комплекса Наталье Астрелиной больше всего запомнилась экспозиция картин уральских художников. «Были представлены работы, выполненные по стандартам советской академической школы рисунка. Они вызывали у меня приятную ностальгию по детству и временам, когда я посещала художественную школу», — рассказывает Наталья Владимировна.
На каждое открытие выставки приглашались творческие люди, и не только художники, но и поэты, музыканты, артисты. Устраивались театральные перфомансы. Кстати, традицию сохранили: до сих пор перед открытием выставок в галерее выступают творческие коллективы.
На страницах «ЗН» наш корреспондент Светлана Чтенцова рассказывала об одной из необычных выставок «Метаморфозы» — «Тапочки
и очки». Под одноимённую сказку Козловского гостям было предложено облачиться в тапочки и надеть стерео- и археочки.
Особое место в сердцах нефтеюганцев занимает проект Светланы Зониной «Чердак». Раньше в этом месте в домах было принято хранить ненужную утварь. Вот и Светлана Николаевна собрала предметы, вышедшие из обихода, но имеющие свою историю, и организовала выставку под потолком «Метаморфозы».
Были там и предметы рукоделия, такие как уток, берда, челнок, и патефоны, и дисковые телефоны, и даже лапти. У молодёжи коллекция вызывала удивление и любопытство, у старшего поколения — ностальгические чувства.
Есть чем удивить «Метаморфозе» и сейчас. Например, к юбилею города была организована выставка работ первого в стране художника по нефти Виталия Касаткина «Нефтяные богатства Югры». А нефтеюганцы получили возможность не только полюбоваться экспозицией, но и поучаствовать в мастер-классе по созданию картины из нефти и внести свою лепту в оформление нефтяной карты Югры.
АНГЕЛИНА БЕСТАЕВА НГ МАУК «Музейный комплекс»