В детском саду № 32 «Белоснежка» на протяжении пяти лет реализуется проект «Моя семья. Мой город. Моя страна. Моя планета». При его разработке учитывались требования государственной образовательной политики, предложения родителей воспитанников.
«Что такое патриотизм для дошкольников? Это чувство любви к Родине — большой и малой, к её природе, традициям. Цель нашего проекта — приобщить детей к культуре и быту народов России, воспитать любовь и уважение к своей семье, своей малой родине, стране. Передать ребятам знания о государственной символике, природных богатствах и достопримечательностях своего края, рассказать о том, как важно беречь природу», — пояснила заместитель заведующего по воспитательной и методической работе Татьяна Масалова.
Педагоги поставили перед собой задачу: пробудить в детях любовь к родной земле. Сформировать у ребят такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны: чувство гордости за её достижения, уважение к армии, интерес к общественной жизни.
Гость во двор — хозяину радость
«Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Проходите ко мне в светёлку, я гостей ждала» — такими словами каждую неделю встречает воспитанников хозяйка «Русской избы». Мини-музей, погружающий ребят в атмосферу домашнего уклада русского народа, существует в саду более 15 лет. К слову, среди дошкольных учреждений города детский сад «Белоснежка» стал первым, где появилась такая уникальная площадка.
Каждый экспонат в музее: глиняная посуда, чугунные утюги, прялка, маслобойня, люлька, сундуки, керосиновая лампа, коромысло, домотканые коврики и другая домашняя утварь — настоящий раритет. Родители воспитанников и сотрудники учреждения привозили старинные вещи из сёл и деревень. Все предметы можно и нужно трогать, а заботливая хозяюшка обязательно расскажет, как те называются и для чего предназначены.
«Дети всегда остаются в восторге от таких экскурсий. Здесь для них всё красиво и необычно, многие предметы они видят впервые. Мы играем в подвижные русские игры под народную музыку — это для ребят настоящее веселье! Они запоминают песни, потешки, заклички. Такие формы фольклора помогают развивать речь и память. Дети изучают женскую и мужскую народную одежду. Рисуют, раскрашивают, закрепляя свои знания. Наш проект очень многогранен», — рассказала хозяйка избы воспитатель Ирина Перминова.
Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?
Разные формы патриотического воспитания ежедневно внедряются воспитателями в работу с детьми в группах. Одна из таких — использование народного фольклора: потешек, скороговорок, сказок, пестушек, хороводных игр. «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? Ванечка хороший, Ванечка пригожий!» — такие слова дети слышат от воспитателя в адаптационный период, когда только начинают ходить в сад.
«Умываясь, они слышат добрую потешку: «Водичка-водичка». При причёсывании: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят, все волосики в ряд». Так детям прививаются аккуратность, опрятность, стремление к чистоте. Во время кормления: «Умница Катенька, ешь кашу сладенькую, вкусную, пушистую, мягкую, душистую». Потешки воспитывают трудолюбие, желание помогать ближнему», — говорит воспитатель Татьяна Николаева.
Эффективными средствами всестороннего развития ребёнка в дошкольном детстве являются театрализованные игры, настольный и пальчиковый театр. Не менее важны народные подвижные игры, которые передаются из поколения в поколение. Игры сопровождаются считалками и зазывалками, в них много юмора и соревновательного задора, оттого они так любимы детьми.
Ещё одна форма работы с дошкольниками — дидактические и сюжетно-ролевые игры.
«Содержание таких игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира. Систематизирует и углубляет знания о родном крае, об армии и о защитниках Отечества, об истории своей страны, о её традициях и обычаях. Знакомит с разными профессиями, закрепляет знания детей о транспорте, правилах этикета и поведения в общественных местах», — подчеркнула Татьяна Владимировна.
Большим успехом пользуется чтение произведений народного фольклора — сказок. Они рассказывают детям о добре и зле, воспитывают в них трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность и справедливость.
«А ещё учат смекалке. Хотя сказка не даёт малышам прямых наставлений («слушайся родителей», «уважай старших»), но в её содержании всегда заложен урок, который дети постепенно усваивают», — отметила воспитатель Кристина Ахкозова.
Не последнюю роль в воспитании патриотизма играет и семья ребёнка. Работники дошкольного учреждения проводят консультации с родителями, рассказывая, как те вне детского сада могут поспособствовать в воспитании любви к Родине. Вместе дети и родители участвуют в выставках декоративно-прикладного творчества, рисунков и фотографий, посвящённых природе родного края, сочиняют сказки на нравственно-патриотические темы, учатся охранять природу.
Правильно организованная среда в группах детского сада позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, больше узнать о своей стране и своём народе, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками.
Значимые традиции
В детском саду № 32 каждый год отмечают памятные календарные даты: День Победы, дни Конституции, государственного флага, народного единства, день рождения города, праздник защитника Отечества, День космонавтики. Традиционно проходят фестивали национальных культур, семейного творчества, парад дошколят, военно-патриотические учения, смотры песни и строя.
В холле детского сада представлены выставки «Куклы в народных костюмах» и «Наша армия в настоящем и прошлом». Костюмы для этих выставок созданы руками родителей воспитанников. Кроме того, в рамках сотрудничества с ОГИБДД, МЧС, общественным движением «Ветераны России» дети регулярно встречаются с интересными людьми.
С сентября 2022 года в детском саду появилась новая традиция — подъём и спуск государственного флага Российской Федерации. Воспитанники, отличившиеся хорошим поведением и имеющие достижения в творчестве и спорте, зачисляются в состав знамённой группы. В начале учебной недели знамённая группа поднимает флаг в музыкальном зале, в конце учебной недели спускает его.
Дети с воодушевлением и большой ответственностью относятся к данному поручению, стремятся в течение недели достигать хороших результатов и верят, что именно им будет оказана честь выполнения такого важного дела.
Сейчас люди по всей стране объединяются в стремлении поддержать российскую армию и вновь присоединённые территории. Сотрудники детского сада вместе с воспитанниками и их родителями регулярно участвуют в акциях по сбору гуманитарной помощи для жителей Донбасса и для солдат, которые защищают нашу Родину.
Большое внимание в проектной деятельности уделяется и региональному компоненту. В рекреации детского сада размещена интерактивная выставка «Югра моя любимая». Созданная руками педагогов и родителей экспозиция раскрывает особенности быта и природы стойбища коренных народов — ханты и манси. А ещё дети могут выполнять творческие задания в интерактивном формате на сенсорном экране.
«Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Совершенно очевидно, что если и педагоги, и родители будут гордиться своей Отчизной, закладывать любовь к ней с самого раннего детства, чтить традиции и обычаи своего народа, то и дети вырастут достойными гражданами общества, ощущающими себя неотъемлемой частью Отечества», — уверена Татьяна Николаева.