Титаническая фигура Петра I по праву считается одной из ключевых в отечественной истории. Безжалостной рукой «подняв Россию на дыбы», он преобразовал едва ли не все стороны жизни русского общества. В слишком сложное время пришлось ему царствовать, слишком много вызовов встало перед страной.
Не до конца ещё оправившаяся от Смутного времени, находящаяся во внешней изоляции допетровская Русь была крайне слаба как в военном, так и в экономическом, и в геополитическом отношении. У России не было ни армии, ни флота, ни системы их эффективного формирования, ни центра для контроля административного устройства, связи между областями государства, промышленности.
А Западная Европа вступала в эпоху тотальной колонизации всего остального мира. И именно в царствование Петра Великого перед Россией встал жёсткий выбор: либо стать великой империей, либо превратиться в колонию католической и протестантской Европы. Ответ на эти вызовы предстояло дать Петру I, причём очень быстро, в то время как в обычных условиях требуются столетия. Этим и была вызвана та иногда страшная ломка, которой подверг Пётр весь строй русской жизни и которая, увы, имела не только положительные, но и плохие последствия.
Отсутствие системы реального, дающего представление об окружающем мире образования вело к нехватке знаний — естественнонаучных, технических, военных, юридических. Не было собственных инженеров, врачей, грамотных офицеров. Из-за слабого развития промышленности стратегические материалы: металлы, ружья, порох — ввозили по большой части из-за границы. Из-за бедности страны — слабая обороноспособность: регулярную армию содержать было не на что.
Некоторые историки критикуют Петра за то, что он, дав мощный толчок экономическому развитию страны, не сумел сделать самого главного — создать и запустить механизм внутреннего саморазвития России, её экономики, общества. Насаждая в России новый порядок, Пётр не эволюционировал общественные отношения, а законсервировал наиболее архаичные, отсталые формы, и прежде всего крепостничество. Это породило раскол общества на европеизированную правящую элиту (малый народ) и оставшуюся прозябать во мраке невежества основную массу населения.
Критикуют реформатора и за то, что дворянство, эта «опора трона», не дало отменить крепостничество и добилось впоследствии абсолютной свободы от службы, тогда как степень несвободы остальных только возросла. Успехи были достигнуты неимоверными жертвами народа и великими усилиями преобразователя. Пётр хотел через рабовладельческое дворянство — порабощение народа — водворить в России европейскую науку, народное просвещение. Хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Закабалил он и Церковь.
Из-за разорения народа, остановки социального развития общества цена реформ оказалась слишком высока и спустя два столетия привела к трём русским революциям и необходимости очередного скачка, сопряжёнными с немалыми жертвами и утратами.
Отношение Петра I к Церкви было неоднозначным, и всё же он был религиозным человеком. Петру был свойственен практический взгляд на роль веры в делах государства, но это не исключило в нём глубокого и живого понимания православия. Первый российский император обставлял церковными церемониями важные государственные события и часто делал откровенно религиозные оценки переживаемых событий.
«Быть трудолюбивым и честным, — писал Пётр, — вот лучшая политика человека, власть имущего. Приносит она, однако же, мало пользы, если не сопутствует ей благоволение Божие». Воззвание к Промыслу Божию не чуждо было Петру и при победах, и при неудачах.
Вера — духовный фундамент
Выступая на региональных Рождественских образовательных чтениях в Ханты-Мансийске в декабре прошлого года, митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел дал такую оценку деятельности реформатора:
«Мы и сегодня в целом продолжаем жить в системе координат, заданной Петром Первым. Современное российское общество также имеет светский характер, оно тоже разделено на высший элитарный слой и народную массу. Разница лишь в том, что нынешняя постсоветская элита по преимуществу не дворянского происхождения и народ в своём подавляющем большинстве проживает в городах, а не в деревне. В русском обществе сохраняется и разделение на прозападное меньшинство и патриотическое большинство.
Основой существования России продолжает оставаться сильное централизованное государство, опирающееся на мощные вооружённые силы, науку и промышленность. К источникам могущества страны добавились ещё огромные нефтегазовые ресурсы. Духовной основой нашей страны всё так же является Русская православная церковь вместе с другими традиционными религиозными организациями. При этом как в петровские, так и в нынешние времена Церковь духовно окормляет все слои общества, пытается просвещать, умиротворять, соединять и исцелять всех разобщённых.
Существенным отличием современной России от петровской является реальная автономия Церкви, её свободное и ответственное соработничество с государством и обществом ради блага страны и людей. Слава Богу, Церковь уже не гонима и не подчинена государству. Она имеет все необходимые правовые, информационные, экономические и политические условия для своего полнокровного самостоятельного существования.
Безусловно, масштабные комплексные реформы, военные, экономические, политические, образовательные, культурные нововведения Петра Великого способствовали усилению, укреплению, развитию и возвышению Российского государства, его приобщению к числу великих держав Европы и всего мира. Однако у этого была и обратная, теневая сторона.
Ради успешной модернизации Российского государства и общества пришлось пожертвовать автономией Церкви, приверженностью высшего общества православным религиозным традициям и единством народа. Можно сказать, что Пётр I укрепил тело государства за счёт ослабления его души. Нарушение же равновесия между телом и душой, разлад между ними, если не будет исцелён, всегда приводит к смерти. Таков фундаментальный закон духовной жизни.
Главный исторический урок, который нам следует вынести из изучения реформ Петра Великого и их исторических последствий: общество не может полноценно и стабильно существовать без своих традиционных духовно-религиозных ценностей — души и духа этого общества. Личность, семья и общество хиреют, примитивизируются, деградируют и гибнут без веры в Бога. Когда русские люди об этом забывают и отрекаются от православной веры, они разрушают свой собственный духовный фундамент.
Научно-технический прогресс, экономическая и политическая деятельность способны на время облегчить земное человеческое существование, повысить уровень материального комфорта, отвлечь нас от мучительных «проклятых вопросов» о смысле жизни. Но они не в силах удовлетворить бесконечную духовную жажду человеческого сердца, заполнить внутреннюю душевную пустоту. И об этом лучше других писал великий знаток человеческих душ Фёдор Михайлович Достоевский.
Кроме рацио, «эвклидова ума», порабощающего человека земному, человеку нужен дух, или сердце, необходима благодать, освобождающие нас для вечноблаженной жизни с Богом.
Правды ради нужно отметить, что петровские преобразования имели и позитивное влияние на русскую душу. Открывшись западной культуре, Россия приняла в себя её ценности. Однако это принятие не стало бездумным и пассивным заимствованием, но творческим и критическим освоением и переработкой, пересадкой на русскую почву.
Западные ценности были трансформированы и русифицированы. Благодаря творческой открытости и переработке родилась великая русская культура, которая для нас по сей день является классическим выражением русского духа. Она воплотилась в великой русской литературе, живописи, русской музыке и русском балете, не говоря уже о русской науке и об образовании».
Валентина Павлова.