С развитием нефтедобычи на Усть-Балыкской площади росло количество предприятий и организаций, увеличивалось число работников. В Нефтеюганске появлялись новые жилые кварталы, и в геометрической прогрессии росла численность населения. По данным статистики, к 1968 году она составляла уже 21 тысячу человек.
Работа кипела по обе стороны Юганской Оби. Перевозка пассажиров и груза через реку зимой проходила по ледовой переправе, а летом — аппарельными баржами, в народе сокращенно называли их «аппарельки». В период бездорожья и в экстренных случаях до другого берега людей доставляли вертолетом.
Во время навигации на противоположных берегах выстраивались огромные вереницы из сотен машин,
ожидающих по четыре-пять часов своей очереди на паром.
Тянулись бесконечные часы томительного ожидания, и фактически половина рабочего дня уходила впустую.
Илья Иванович Лебединец, руководитель энергосистем города:
Все подчинялись неписаному закону переправы: стой и жди, все спешат. Наряду с серьезным экономическим ущербом наносился моральный и физический вред людям. В первую очередь страдало здоровье работников. Не соблюдался и график рабочего дня: обычно уезжали из дома в семь часов утра, а возвращались порой в 11 часов вечера — уставшие, голодные, сожалея о напрасно потраченном времени.
Вопрос о строительстве моста через Юганскую Обь стоял очень остро. Нефтеюганск — единственный город в Среднем Приобье, который расположен на островной территории и окружен водными артериями Оби и ее протоков. Все руководство находилось на острове и было отрезано от основного производства. Помимо этого, транспортные предприятия базировались в Нефтеюганске, поэтому 50 % техники попросту простаивало.
Роман Иванович Кузоваткин, генеральный директор ПО «Юганскнефтегаз»: «Сколько раз ездил в правительство, в ЦК, доказывал, что мост через Юганскую Обь необходим как воздух. Прислали «считальщиков», те считали, считали и сделали вывод: вложения не оправдывают себя. Я доказывал, что объемы работ скоро многократно увеличатся. В конце концов «нарисовали» нужные цифры, стали строить мост, а он за два с половиной года окупился!»
В 1978 году началось сооружение моста, которое велось круглые сутки и круглый год на протяжении шести лет. Мостостроители, рискуя жизнью, трудились на 50-метровой глубине под землей и поднимались на 150 метров в высоту.
Преподносила сюрпризы и погода: к примеру, находясь на земле, строители наблюдали тихое безветрие, но стоило оказаться наверху, как налетал порывистый ветер, пытаясь сорвать рабочих вниз.
Владимир Александрович Данилин, звеньевой бригады монтажников Мостоотряда № 15: «Сейчас даже не верится, что мы когда-то с легкостью передвигались по геометрическим формам конструкций, крепили их, сокращая расстояние до противоположного берега. Один эпизод на всю жизнь запомнился не только мне, но и всему коллективу.
Это было в канун праздника Октября 1983 года. Бригаде предстояло произвести ответственный бросок — смонтировать в единый узел пролетное строение длиной в 150 метров. Но погода внесла свои коррективы в планы строителей: поднялся небывалый снежный буран, который, словно качели, раскачивал висящий над рекой длинный пролет. Угроза обрыва была очевидной, однако это не смутило смельчаков. Крановщики с трудом удерживали в нужном положении стрелы и висящий 150-метровый пролет. Со свистом и воем затравленного зверя метался между сплетениями конструкций ошалевший ветер. Ситуация без преувеличений была экстремальной. К концу дня пролет все же лег на приемную консоль. Это был самый главный жизненный экзамен для отчаянных ребят, которые справились с ним на отлично».
3 ноября 1984 года состоялось торжественное открытие автомобильного моста через Юганскую Обь.
Мост длиной 870,3 метра был рассчитан на полторы тысячи автомобилей в день. Спустя двадцать лет, когда количество транспорта увеличилось более чем в восемь раз, начались капитальная реконструкция моста и строительство рядом нового сооружения для противоположного направления.
В 2008 году торжественно был открыт дорожно-мостовой комплекс, включающий в себя капитально
отремонтированный прежний мост, новый мост и новый подземный путепровод тоннельного типа.
Конструкция сооружения уникальна, многие передовые технологии применялись впервые.
В 2021 году мостовой переход пережил еще одну реконструкцию, так как поток легковых автомобилей и грузового транспорта растет с каждым годом. И это неудивительно, ведь мост через Юганскую Обь — единственный соединяющий большую часть Югры и Ямала с Центральной Россией.
Строительство моста через Юганскую Обь сыграло исторически важную роль в развитии региона, который еще 60 лет назад был глухим таежным уголком, а сегодня это один из промышленных и культурных центров Югорского края.
Елена Белая, научный сотрудник НГ МАУК «Историко-художественный музейный комплекс»
Статья подготовлена по материалам фондов музейного комплекса