Югра шефствует над Макеевкой, оказывая всестороннюю помощь и поддержку её жителям. Нам, журналистам, тоже есть чем поделиться с коллегами из новых Российских территорий. Уверены, что и статьи из Макеевки станут интересны читателям «ЗН!» Ведь там живут такие же люди, как и мы: сильные, смелые, ответственные, добрые, любящие свою семью и свой дом.
Главная задача нашего сотрудничества – узнать друг друга получше, распахнуть навстречу друг другу свои души и сердца! Мы теперь одна страна, один народ!
Привет, Макеевка, как дела? Рассказывай!
Кино с поля боя. О том, как военкоры ловят миг между прошлым и будущим
Российский режиссёр и сценарист Юлия Клименко, с которой мы общались на съёмочной площадке фильма «Праздник», в интервью «Макеевскому рабочему ДНР» отмечала, что ныне документальное кино получило широкую популярность, и теперь военкоры снимают даже не столько репортажи, сколько по-настоящему сюжетные фильмы. У сегодняшних наших героев получается масштабная военная кинохроника, надёжно вписанная в историю. Речь идёт о талантливой команде – авторе и руководителе собственного медиапроекта военной тематики WarGonzo Семёне ПЕГОВЕ и военном корреспонденте, бессменном операторе этой команды – Павле ЧУПРИНЕ. У них нет дублёров, здесь не задействованы актёры-трюкачи, нет страховки. Всё до ужаса по-настоящему…Их материалы выходят объёмными и динамичными, их съёмочная площадка – поле боя, передовая, не редко в прямом смысле – это огненные обзоры с позиций бойцов донецких батальонов «Спарта» и «Сомали», где из первых уст они узнают о текущей обстановке на фронте, спецрепортажи о героических бойцах ОБТФ «Каскад», сдерживающих натиск противника под Угледаром, на корню разрушив его планы выйти к трассе на Волноваху, об Артёмовском направлении, отряде БАРС-13… Как отмечают Семён и Павел в своих сюжетах, таким парням опыта, мотивации и силы духа не занимать! Их материалы отбирают много времени, физических и творческих сил, в отдельных эпизодах им приходится разделяться. Однажды Павлу впервые довелось находиться в кабине «Града» во время работы и даже пытаться оттуда вести репортаж.
«Как здесь вообще оказалась пресса?»
— Павел, как вы сплотились с Семёном, став неразлучной командой?
— Наше знакомство состоялось летом 2014-го года в Снежном в ходе боёв за Саур-Могилу и окрестности. В то время он работал на телеканале LifeNews, а я – на местном Первом республиканском. Наша съёмочная группа (журналист Сергей Макаренко) тогда взяла небольшое полевое интервью у Игоря Стрелкова, который активно руководил боевыми действиями на том участке фронта, а Сёма опоздал и попросил у нас это видео. Вообще, военных и политических событий тогда было очень много, и он явно не успевал всё охватить. Поэтому вскоре он нас разыскал и сделал предложение присоединиться к LifeNews, т.к. местным журналистам проще быть в действии 24 часа в сутки, нежели приезжим. Так начался новый этап в моей работе и жизни.
— Какие самые значимые репортажи вам удалось сделать в тот период?
— Безусловно, это бои за Донецкий аэропорт. Запомнились две самые опасные съёмки: когда во время ротации ВСУ мы решили выбежать на взлётную полосу и в 200-х метрах прямо перед проёмами нового терминала возле сгоревшего танка записали стендап, не располагая никакими гарантиями не получить очередь в спину, и когда единственными из всех съёмочных групп вместе со «спартанцами» бегали по новому терминалу в первый день его штурма, часто оказываясь от противника всего лишь за одним перекрытием. Бойцы тогда недоумевали: «Как?! Как здесь вообще оказалась пресса?!»
— Работать в одной связке непросто, особенно двум ярким военкорам…
— Наш тандем сложился во многом потому, что мы оба ставили работу в каком-то смысле выше собственной безопасности и очень хотели делать её лучше других – Семён за счёт своей харизмы часто оказывался в каком-то месте раньше и дальше других коллег, а я даже в условиях войны старался снимать художественную картинку. Говорят, из-за последнего фактора наши оппоненты нам часто не верили и обвиняли LifeNews в постановах – это ли не лучшее признание качества работы?!
Фронт временно сменил на… филармонию
— Но ведь были паузы в вашей совместной работе?
— Да, паузы были. Время шло, и вскоре был подписан Минск-2, остановивший боевые действия и постепенно наложивший множество табу на работу военкоров, а на LifeNews начались коренные изменения в формате, которые привели сначала к смене названия на Life, а затем и вовсе к отказу от былого телевизионного вещания. В это время Семён создал свой проект WarGonzo и на первом этапе я был его оператором. Однако условия работы всё больше становились далеки от былых, и вскоре я оставил фронт, сменив сферу деятельности на культуру, и ушёл работать инженером визуализации в Донецкую филармонию.
— Ваше возвращение на арену баталий было ожидаемым?
— Мне всегда казалось, что военкорство – это перевёрнутая страница моей жизни и уже ничто не способно пробудить прежний азарт, однако с началом СВО многие бывшие военные и военкоры с былым энтузиазмом снова вернулись на фронт. Вернулся и я, поначалу как оператор телеканала RT, а чуть позже фронтовая путь-дорожка вновь свела с Семёном. За прошедший год у нас с ним было уже немало удачных специальных репортажей: многократно объездили весь фронт от Запорожья до Кременной, взяли большое историческое интервью у Евгения Пригожина, но самая памятная съёмка – «Возвращение в Артёмовск» с полутораминутной пробежкой дворами в полной экипировке под сильным обстрелом. В сети тогда это видео вызвало множество дискуссий и расследований.
— В чём жанровые особенности работы военного корреспондента?
— Наши репортажи – не новостные выпуски по телевизионным канонам, скорее, это небольшие документальные фильмы с высокой степенью творческой свободы, что мне очень импонирует. Чего только стоят познавательные вставки Семёна о местной донбасской природе, об особенностях быта и колорите. Он объясняет что такое ставки, как образовались «искусственные горы» терриконы, пробует шелковицу, носит очки от амброзии и чистит молодой грецкий орех… Кроме прочего, наши выпуски отличаются почти «киношным» качеством картинки и это отмечают зрители в комментариях. Как и прежде, мне интересны технический и художественный уровни съёмки – не только что снимать, но и как снимать.
— В ваших сюжетах всегда очень интересное, я бы сказала, характерное музыкальное сопровождение, временами эксклюзивное…
— Несколько репортажей смузицировал Герман Осипов – гитарист группы «Звери», а на остальные я накладывал известные и подходящие по настроению песни групп русского рока.
Вместо телефона – съёмочный арсенал
— Техническая оснащённость для такого кино, очевидно, должна быть серьёзной. Обычной камеры даже очень хорошего телефона недостаточно, так ведь?
— Честно говоря, я противник этой очень распространённой сейчас «телефонщины», которую из-за удобства используют многие военкоры, поэтому у меня в руках вместо одной маленькой видеокамеры уже целый арсенал оборудования: камера, стабилизатор, второй объектив, два петличных микрофона, экшн-камера и всем этим приходится работать одновременно двумя руками и в оба глаза. Всё это снижает мою оперативность как оператора и Сёма часто негодует, что я долго настраиваюсь для очередного кадра: кручу светофильтр, меняю ISO, закрываю диафрагму, перевожу фокус, слежу за уровнем аудиосигнала… Все эти действия любой телефон делает автоматически, но, как гласит древняя истина, если хочешь сделать хорошо – сделай сам. Думаю, результат такой работы говорит сам за себя. Сейчас наши материалы берёт Первый канал, но помимо этого мы для себя делаем большую режиссёрскую версию каждого репортажа и вот тут для меня на монтаже открывается безграничное поле творчества в художественных приёмах, выбранной музыке, создании темпоритма и драйва. То, как мы с Сёмой шутим, самые лучшие наши документалки идут в «золотой фонд WarGonzo»!
В настоящее время и Павел, и Семён – оба с ранениями. Первый получил своё в начале 2017-го осколком в ногу навылет, а второй – осенью 2022-го, наступив на «лепесток». Нельзя сказать, что эти события не наложили никаких отпечатков на них и на их работу. Как признаются военкоры, они в чём-то переосмыслили свои приоритеты, стали более избирательными в своём стремлении попасть в самую горячую точку и непременно всё снять, на них – почти всегда бронежилеты, а в самих – желание всё-таки дожить до конца войны и дождаться долгожданной победы.
Наталья ШОКОТКО, главный редактор газеты «Макеевский рабочий Донецкой народной республики».
Фото из архива военкоров