— До 2005 года в нашей стране у общественников было право присутствовать на избирательных участках в качестве наблюдателей. В 2005-м эта норма была отменена. И только в 2017 году по инициативе президента в закон о выборах внесли изменения о возобновлении общественного наблюдения на выборах в России. Хотя полномочия общественного наблюдения на прошедшем голосовании за Конституцию РФ в 2020 году имели только представители Федеральной общественной палаты и ее региональные представители в субъектах.
На осенних Больших выборах общественные палаты на местах, в том числе в Югре, привлекают к наблюдению активистов и неравнодушных граждан уже из числа общественных объединений в муниципалитетах. Наши наблюдатели полностью общественные. Оплата за эту работу на выборах не осуществляется.
Если говорить о численности общественников на участках в период предстоящего голосования, то по решению Регионального общественного штаба по наблюдению за выборами на каждом избирательном участке должно быть не больше одного общественного наблюдателя. Это связано с проведением нескольких предвыборных кампаний одновременно и пониманием, что людей на избирательном участке, следящих за ходом голосования, может быть довольно много. Но участок должен быть прежде всего удобным местом для голосования граждан, а не для большого скопления наблюдателей всех уровней.
— Чьи интересы представляет общественный наблюдатель?
— Хотелось бы сразу уточнить, что наблюдатели от кандидатов и партий и общественные наблюдатели — это совершенно разные люди и интересы. Если первые заинтересованы в контроле за выборным процессом только в отношении конкретного лица или партии, то общественные наблюдатели представляют интересы всех жителей Югры.
На сегодняшний день по всем 22 муниципалитетам округа создан корпус общественных наблюдателей численностью 1745 человек, которые прошли серьезную профессиональную подготовку. Общественный наблюдатель должен быть в первую очередь высокопрофессиональным.
Учебный процесс для общественников был не формальным. Обучение построили не просто в форме односторонних лекций, а сделали упор на практическую работу. Это постоянный диалог со спикерами, а главное — возможность через смоделированный виртуальный избирательный участок погрузиться в атмосферу выборного процесса и практически на живом примере отработать ту или иную ситуацию с возможными нарушениями. Как должен вести себя каждый участник выборного процесса? Кто и за что отвечает в конкретной ситуации? Что должен предпринять общественный наблюдатель с точки зрения морали и с точки зрения профессиональных компетенций?
— Как будет организована работа общественных наблюдателей в муниципалитетах Югры?
— В 22 муниципалитетах назначен свой координатор общественного наблюдения для Больших выборов. В каждом муниципалитете выбраны бригадиры, которые будут контролировать по нескольку участков. И сейчас по всем 1745 наблюдателям проводится небольшая ревизия: а все ли сохранили желание работать на выборах и все ли прошли обучение? В августе мы планируем повторить в крупных муниципальных образованиях обучение в сокращенном формате. И еще раз провести для всех общественников тестирование на профпригодность.
Программа для подготовки общественных наблюдателей разработана и подготовлена «Независимым общественным мониторингом», как и рекомендации для участников выборного процесса на предстоящем осеннем голосовании. Дополнительного, так сказать, набора общественных наблюдателей не будет, если только в качестве резерва на непредвиденные случаи.
— Кого больше среди общественников — мужчин или женщин?
— Мы, конечно, не анализировали, но примерно одинаково. Может активных женщин чуть больше:
60 на 40 %. Но, что удивляет, сейчас особый интерес проявляет к выбору молодежь. Координаторы в период активной учебы встречались с потенциальными наблюдателями на площадках учебных заведений в апреле — мае, и по результатам встреч много студентов захотели стать общественными наблюдателями. Им очень понравился сам процесс обучения, молодые люди буквально открыли для себя выборный процесс и захотели изучить его и увидеть изнутри в дни голосования.
Очень увлеченно изучали законодательное регулирование общественного наблюдения, функционал наблюдателей. Узнали о типах и видах нарушений, возникающих на участках, как отрабатывать новые коммуникационные навыки наблюдения. По итогам обучения многие молодые люди констатировали, что, оказывается, выборный процесс очень интересный внутри, разнообразный. И если ранее молодежь зачастую была пессимистически настроена, мол, выборы проходят «мимо», повлиять невозможно. То уже после обучения к студентам пришло понимание: участвуя в общественном наблюдении, можно и видеть процесс, и показывать и рассказывать другим, что именно общественные наблюдатели позволяют сделать выборный процесс открытым и легитимным.
Каждый общественник на участке может при желании вести в личных социальных сетях заметки своего наблюдения, непредвзято рассказывая, даже в режиме он-лайн, как проходит голосование. Такой вид работы наблюдателя особенно понравился молодым людям. Стремление быть публичным и полезным — отличительная черта современного молодого поколения. Так что на Больших выборах мы увидим на избирательных участках много молодежи в качестве общественных наблюдателей.
— Что должен делать общественный наблюдатель на избирательном участке?
— Прежде всего, знать и понимать виды возможных нарушений в процессе голосования, знать правовые основы выборов, быть максимально открытым, компетентным, принимать участие во всем процессе, но не вмешиваться, не мешать, а именно наблюдать. И способствовать тому, чтобы выборы были максимально легитимными, открытыми и понятными для всех участников процесса.
Если вдруг нарушения будут выявлены, то в каждом муниципалитете будет создана мобильная группа быстрого реагирования. Она состоит из четырех специалистов: координатора общественного наблюдения в муниципалитете, юриста, представителя СМИ и водителя. Наблюдатель уведомляет эту группу, и она фиксирует нарушение и передает данную информацию в Региональный штаб по наблюдению за выборами.