Под живое исполнение известных каждому произведений композитора актёры через пластику рассказывали его биографию, показывая самые яркие жизненные моменты. Такой формат стал экспериментальным и для театра, и для режиссёра-постановщика Анастасии Тимерман. На разработку постановки ушло два года.
«Каждый зритель по-своему интерпретирует увиденное, в этом и прелесть пластического спектакля. На входе в театр мы раздаём брошюры с либретто — пояснением действий, происходящих на сцене. После просмотра зрители могут сравнить своё видение с моим режиссёрским взглядом.
Понять постановку, думаю, не составит труда. В ней нет сложной хореографии — лишь простые бытовые действия, которые мы совершаем в жизни ежедневно. К тому же в спектакле отыграны известные всем исторические моменты», — говорит Анастасия.
А пианистка Наталья Морозова, сопровождающая весь спектакль игрой на инструменте, считает, что смысл премьеры понимать необязательно. Его, как и музыку, нужно просто чувствовать. «Музыка Рахманинова — это душа русского человека. Она близка каждому из нас», — уверена артистка.
Главный герой спектакля — Человек, образ композитора. Роль исполняет Нина Якупова. Это единственная конкретная личность в постановке. Имя, правда, нигде не фигурирует, зрителю остаётся только догадываться, о ком идёт речь.
Большинство образов абстрактны. Так, на протяжении всего спектакля по краям сцены стоят высокие, почти под самый потолок, фигуры. Одна из них облачена в чёрную одежду, другая — в светлую. Это Тьма и Свет, к ним герой обращается в зависимости от ситуации, возникающей в его жизни. Тьма — гротесковый персонаж. Он собрал в себе образы творческого кризиса, критики, революции, страха, холода, смерти. Ещё один абстрактный персонаж, который сопровождает героя на протяжении всего сюжета, — Дом (он же Любовь, Забота).
Некоторые актёры сыграли в спектакле не одну роль. Например, Валентина Маркина — и Солдат, и Попутчик, и Дочь, и Народ.
«Играть столько ролей в одной постановке сложно, но невероятно интересно, — призналась актриса. — Наш режиссёр позаботилась о том, чтобы мы не тратили лишнее время на переодевание, в образе менялись лишь некоторые ключевые элементы, характерные для того или иного персонажа.
Но вот чтобы зритель понял, что роль сменилась, нужно было её максимально эмоционально прожить, вытащить из себя все чувства и отразить их через пластику. Да, энергозатратно, но для меня, артиста, игра в таком спектакле — бесценный опыт».
Спектаклем остались довольны как знатоки жизни и творчества Рахманинова, так и просто заинтересованные зрители.
«Музыку этого великого композитора, думаю, слышал каждый. А вот с биографией я не была знакома. После просмотра захотелось изучить её подробно, а затем прийти на показ «P.S. Музыка» вновь, чтобы не только получить яркие эмоции, но и глубже вникнуть в сюжет», — поделилась Мария Арзамасова.
И такая возможность у зрителей есть. Постановку вновь представят на сцене 25 и 26 марта, в 18:00.