По дороге, где грязь окраины,
там, где воины начеку,
эта девочка неприкаянная
начинает собой строку.
Молчаливую, милосердную,
утопающую во тьме.
Эта девочка — достоверная,
как война, что в моём окне.
На ладонях — кресты да линии,
на глазах — пелена дождя…
эту девочку звать Мариею.
И она на две трети я.
Это первый и пока единственный театральный опыт, ещё и в стихах, повествующий о военных событиях в Донбассе в 2014 году, когда украинская власть устроила настоящий геноцид граждан своей же страны. Именно о тех трагических временах пишет дончанка Анна Ревякина, то страшное время снова и снова проживают на сцене актёры молодёжного театра. Главная героиня, девушка Мария, после смерти отца от рук неофашистов, сама берёт в руки оружие и становится на защиту своей Родины.
В середине февраля «ЗН!» уже писали об этой премьере, в рубрике «Привет, Макеевка, как дела!» Наши коллеги-журналисты из ДНР рассказывали о премьере спектакля «Шахтёрская дочь», которая состоялась в городе Новочерскасске Ростовской области. По причинам безопасности первый показ постановки для широкого зрителя пришлось перенести из Донецкой народной республики. В 2024 году у Донецкого молодёжного театра запланированы большие гастроли по всей России.
Спектакль «Шахтёрская дочь» создавался несколько лет. По словам режиссёра-постановщика Максима Ждановича, первые попытки переложить поэму на театральную сцену были еще до 2021 года. Но, с началом СВО процесс прошлось отложить. Благодаря средствам Президентского Фонда культурных инициатив, театр стал обладателем конкурсного гранта, «Шахтёрская дочь» увидела свет в начале 2024 года, спустя 10 лет после начала войны на Донбассе.
«Мне это кажется очень важным моментом. Задача, которую мы ставили перед собой, создавая спектакль, — рассказать каждому зрителю о начале вооружённых столкновений в Донбассе десять лет назад. Мы хотим напомнить о первых жертвах и первых героях, вставших на защиту своей земли в условиях блокады и постоянных обстрелов», — отмечает руководитель ДРАМТа Владислав Слухаенко.
«Шахтёрская дочь» собирает полные залы югорских зрителей. Сотрудникам «ЗН!» повезло быть среди них.
Спектакль сложный: и по теме, и по содержанию, и по продолжительности — почти три часа. Эмоциональный накал переходит в физический. Декорации и свет, невероятная игра актёров театра позволяют с невероятной точностью понять, даже почувствовать войну и очень скорую победу. Не сломить Донецк, пока живут здесь шахтёрские дочери.
И у них не будет другого занятия, кроме счастья,
и только Донецк с его улицами, проспектами и мостами
навсегда останется с ними, будет их лучшей частью,
навсегда останется с нами —
погостами, розами и крестами.
Это память, с которой не стоит бороться, она нетленна.
Я помню звук, с которым стреляют
«Грады», ложатся мины.
Но Донецк — это не просто город, это вселенная,
Донецк — это шахтёрские девочки и песня их лебединая.
Елена Масалова:
— Я сама родилась в Донецкой области и до 2014 года каждое лето ездила туда навещать дедушку, родных и друзей. Много раз была в самом Донецке и всегда восхищалась этим зелёным, цветущим, благоустроенным и уютным городом. Поэтому события, которые начались в Донбассе 10 лет назад, особенно остро и болезненно отзываются в моей душе по сей день. И когда я узнала, что в Сургут приезжает Донецкий театр со спектаклем «Шахтёрская дочь», я, не раздумывая, купила билет.
«У Марии был дом — занавески и витражи, был отец, который ей говорил: «Ложи!», был берёзовый шкаф, и была кровать, вот такое счастье: ковать — не перековать». История, которую повествует постановка, написана Анной Ревякиной — поэтессой, родившейся и выросшей в Донецке. Она о том, как в одночасье счастье, казавшееся незыблемым и вечным, может рассыпаться от вражеских пуль того, кто ещё вчера звался братом. О том, какие несчастья обрушились на жителей «города роз» и о том, как эти несчастья сплотили их и заставили встать на защиту своего родного дома. О боли потери, о хаосе, творящемся вокруг, о страхе и ненависти, но и о стойкой вере в победу. Все эти чувства переданы через поэтические строки, каждое слово которых острой иглой пронзает сердце.
Два с половиной часа напряжения и эмоционального накала, сопереживания и слез. Спектакль вызвал самые сильные эмоции и вытащил из глубины души то, что долгое время пыталось забыться в череде будничных хлопот. Стоит видеть всем. Мы один народ, и боль у нас сейчас общая. И спасибо артистам театра, что привезли с собой частичку моей малой Родины. Горькой, многострадальной, но храброй и сильной.
Ольга Костенко:
— Творчество Анны Ревякиной знаю давно, её стихи прицельно точно рассказывают про войну в Донбассе. Но представить поэтический спектакль такого масштаба я не могла. «Шахтёрская дочь» напрочь перечеркнула все мои театральные шаблоны.
Почти три часа буквально физического напряжения. И на сцене и в зале. Казалось, что актёры не играют, а проживают те события 10-летней давности, когда на благодатную Донецкую землю пришла война.
Такое невозможно придумать — только пережить. Видеть войну на театральной сцене так правдиво и с эффектом полного погружения мне не удавалось. Война — в стихах! Это невероятно!
Показалось, что зал застыл в бесконечной минуте молчания. И только в финале, после победной песни — благодарный зритель аплодировал стоя.
Анастасия Вырва:
— Ещё по пути на спектакль думала, что смотреть «Шахтёрскую дочь» будет нелегко. Декорации, музыкальное сопровождение и осознание, что актёры не играют, а снова проживают крушение их «счастья на разрыв» — с первых минут, что называется, накатило. Я не знаю и категорически не хочу знать, что такое ГОРЕ, а вот люди Донецка хлебнули его сполна. И вот ты сидишь в зрительном зале, кусаешь губы и щипаешь себя, чтобы отогнать подступающие слёзы, натягиваешь рукава водолазки так, чтобы защититься от яростного клокотания в груди. И так весь спектакль.
А потом, когда публика встанет с мест, приветствуя актеров, и начнет скандировать «ПО-БЕ-ДА, ПО-БЕ-ДА», ты разрыдаешься по-детски и взаправду.