Студенческие годы для многих самые счастливые, ведь это пора молодости, веселья и свободы. С одной стороны, ты уже взрослый и самостоятельный, с другой — ещё не обременён повседневными заботами работающего человека.
Лично я вспоминаю своё студенчество с тёплой улыбкой и долей грусти, оттого что Татьянин день уже не мой праздник. Однако учиться я больше не хотела бы. У меня была возможность пойти в магистратуру, но я решила остановиться на бакалавриате, несмотря на мамины уговоры.
Но для некоторых молодых людей и четыре года обучения кажутся пустой тратой времени. Если для поколений, рождённых в СССР, высшее или среднее профессиональное образование являлось единственным гарантом стабильного будущего, то у современной молодёжи и без пресловутых корочек множество возможностей реализовываться и зарабатывать. Зачем тратить годы на получение какой-либо специальности без гарантий найти по ней работу, если можно пройти онлайн-курсы копирайтера или SMM-специалиста и так же удалённо зарабатывать неплохие деньги?
Тем не менее каждое лето вузы переполнены абитуриентами, и потому напрашивается вывод: учиться по старинке молодёжь не разлюбила.
И всё-таки нужно ли в наше время образование? Начать разбираться в этом вопросе мне хотелось бы на собственном примере.
Выбрать будущую профессию для меня оказалось тем ещё испытанием. Я знала одно: хочу всю жизнь заниматься творчеством, будь то режиссура, культурология или живопись. Никаким уговорам выбрать что-то более «приземлённое» я не поддавалась, пока моя преподавательница по театральному искусству ловко не переманила меня в сферу медиа. Вариант «журналистика» устроил всех: я получила свою возможность творить, мама — некий гарант моей будущей стабильности.
Как же сильно мы с одногруппниками удивились, когда во время очередного мастер-класса, коих мы посетили бесчисленное множество, заслуженный журналист нам заявил: «Журналистом можно быть без образования». Эту фразу мы потом слышали не раз и от других экспертов в сфере медиа, и для нас она звучала не иначе как «вы зря тратите время».
Хочу отметить, что доля правды в ней есть. Знаю немало примеров успешных журналистов без образования. Действительно, в нашем деле главное — практика и смелость пробовать себя в разных СМИ. Мне этой самой смелости не хватало, и лично я не смогла бы реализоваться без университетской базы. Чтобы делать что-то, я должна быть уверена в своих компетенциях, поэтому предпочла не нырять в море медиа с головой, а постепенно учиться в нём плавать.
Университет подарил мне не только знания и возможность работать по профессии, но и замечательное окружение. Находясь рядом с похожими и в то же время очень разными людьми, я училась коммуницировать, понимать себя и других. Многие остались моими друзьями. Понимать, принимать и взаимодействовать с людьми — то, чему как раз и учит любая гуманитарная специальность. К тому же учёба на журфаке привила мне вкус к качественным фильмам и книгам.
Всё сказанное выше — лишь мой опыт.
Ну а для того чтобы понять, как образование помогло другим нефтеюганцам
и видят ли они в нём необходимость, я поговорила с некоторыми из них.
Ольга Суменкова, специалист HSE компании Schlumberger:
Мне было очень интересно учиться, но учёба увлекла не с первого курса, так как вначале мы изучали общие предметы. Знания, полученные в универе, помогли мне взаимодействовать с продвинутыми экоактивистами, аргументированно отстаивать свою позицию.
В процессе обучения мне не хватало цифровизации. Мы умели делать расчёты вручную, но не могли пользоваться программами, что мешало продвигаться на рынке труда. А ещё хотелось бы больше проектной деятельности. Но в целом учёба мне понравилась, и я считаю, что с выбором профессии не ошиблась.
Будущим студентам порекомендовала бы проанализировать рынок труда и свои интересы и уже исходя из этого выбирать специальность. А также не загонять себя в рамки «гуманитарий» или «технарь», потому что, на мой взгляд, при желании можно научиться всему.
Мария Белова, эксперт отдела культуры и туризма комитета культуры и туризма администрации Нефтеюганска:
Изначально поступила на другое направление, но, проучившись один семестр, перевелась на «Философию». Я всегда хотела учиться там, но родители настояли, чтобы я выбрала что-то более практичное.
Мне пришлось сдать около 30 экзаменов, так как я переходила сразу на второй курс (было бюджетное место). Результат стоил того, я ни разу не пожалела, хотя и не работала по профессии. Полученное мною образование вряд ли найдёт непосредственное применение в XXI веке. Однако считаю, что тип мышления, который я развила благодаря обучению, гарантирует успешное овладение любой гуманитарной профессией.
Уверена, что школьники должны выбирать профессию из сферы своих интересов. Способности тоже, конечно, важны, но любой навык можно развить, а вот интерес в итоге может так и не появиться, даже если сфера прибыльная или работы в стране много. Тем более что рынок труда переменчив: никто не даёт гарантий и не знает, какая профессия будет востребована через 5-10 лет.
Диана Фазлыева, мастер по ламинированию ресниц:
Учиться мне было действительно легко и увлекательно, но не хватало практической части. Во время студенчества мне, как и многим, хотелось иметь собственный доход. Мои подруги зарабатывали в индустрии красоты, я последовала их примеру и прошла курсы по ламинированию ресниц. Сначала занималась этим направлением не так серьёзно: на первом плане была учёба. Но ближе к четвёртому курсу втянулась настолько, что поняла: по специальности работать не буду.
Знания, полученные в университете, конечно, помогли мне в работе, ведь любому самозанятому мастеру важно знать основы рекламы и продвижения. Но если бы я поступала сейчас, то выбрала бы заочную форму обучения и совмещала бы с работой.
Всем настоящим и будущим студентам желаю реализоваться в студенческой жизни и понять, что действительно нравится вам.
Фото из архива редакции и участников опроса