9 февраля 2023 года — большой праздник для всех влюблённых в небо. В этот день отечественная гражданская авиация отметила своё столетие.
Нефтеюганский авиаотряд зарождался вместе с городом. В 1965-м было организовано авиапредприятие, через десять лет появилась объединённая эскадрилья, а ещё через два года создан Нефтеюганский объединённый авиаотряд. Сейчас его не существует. Авиакомпания UTair выкупила предприятие, которое теперь называется «ЮТэйр — Вертолётные услуги» и занимается вертолётными перевозками.
В 2013-м, когда перестал существовать Нефтеюганский объединённый авиаотряд, Евгений Овечкин вышел на пенсию. 38 лет он проработал на одном предприятии, летал на вертолёте Ми-8. «У меня налёт 20 017 часов! — заявляет Евгений Анатольевич. — Вы подсчитайте, сколько это дней. Вот столько я провёл в воздухе, не касаясь земли!» Считаем: 834 часа. Более двух лет! «Да, — смеётся Евгений Анатольевич, — замечательное время».
Учился будущий пилот в Полтавской области, в Кременчугском лётном училище. По истории этого уникального училища Н.И. Степаненко написана книга «Флагман подготовки лётных кадров мира». В ней много событий, которые начинаются со слов: «Впервые в мировой авиационной практике…» Тогда это была единственная на весь Советский Союз вертолётная авиашкола.
«По окончании обучения пришла разнарядка. 120 выпускников распределили по стране. Меня отправили в Тюмень, уже оттуда я попал в Нефтеюганск», — рассказывает Евгений Овечкин.
Первое время летать было страшно. «Высоты все боятся, — утверждает наш герой. — Это всё поговорки, что пилоты не боятся высоты. Всё-таки живые люди. В небе можно надеяться только на свои силы и знания. И ещё на технику, сумевшую подняться в воздух».
Но уже через три года работы вторым пилотом Евгений Анатольевич стал командиром воздушного судна. Окончил инструкторские курсы в Москве, какое-то время обучал будущих вертолётчиков, но вскоре понял, что хочет больше времени проводить в небе, и вернулся в рядовые командиры.
В 1990-е экипажи из Нефтеюганска стали работать за границей: в Турции, Ливане, на Соломоновых островах… Один экипаж был направлен в Антарктиду.
Овечкин вспоминает полёты за границей с тоской: «Хоть сейчас бы полетел! В Африку — точно! Или в Турцию. В Африке работали по контракту с ООН. В горячих точках, где воюют, нашей задачей было перевозить военных, гражданских. Страшно было, но интересно очень: сам себе хозяин, приходилось всё быстро решать самостоятельно».
А в Турции вертолёты участвовали в тушении лесных пожаров. «Турцию лучше знаю, чем нашу тайгу!» — смеётся Евгений Анатольевич. Хотя, конечно, много летал и в наших краях. Участвовал в гравиметрических съёмках: возил на борту геодезистов с аппаратурой, когда искали нефтяные месторождения. Высаживал местных археологов на старые хантыйские стойбища в районе Салыма.
Свою работу Евгений Анатольевич очень любил. «Всё мне нравилось, — говорит он, — кроме того, что 15 из 38 лет моей жизни я пробыл вдали от семьи».
Работа в сфере авиации требует от человека большой самоотдачи: командир экипажа во время полёта отвечает за жизни людей и сохранность техники. Это большое эмоциональное напряжение и высокая ответственность. Ещё большая ответственность лежит на плечах пилотов-инструкторов.
Михаил Облецов много лет проработал на инструкторской должности: готовил пилотов, которые потом работали по всему миру.
Начал свою карьеру с аэроклуба ДОСААФ имени Покрышкина в Новосибирске. На аэродроме Бердска впервые совершил полёт на вертолёте. «Если раньше у меня было желание просто попасть в авиацию, то после — попасть именно на вертолёты, — делится Михаил Николаевич. — Кто-то любит летать в облаках на больших скоростях, а кому-то нравятся полёты ближе к земле. Я из тех, кому нравится летать под облаками».
После окончания ДОСААФ Облецов также отучился в Кременчугском училище. У выпускников-отличников была возможность выбрать место распределения. Группа из семи человек решила отправиться в Тюмень, где получила направление в Нефтеюганск. Так пилот стал работать в Нефтеюганском объединённом авиаотряде.
Ещё в училище у вертолётчика начались проблемы с глазами, на врачебной лётной экспертной комиссии было поставлено ограничение: выезд в страны с жарким климатом запрещён! Однако карьера Михаила Николаевича складывалась стремительно: за два года получил звание командира воздушного судна Ми-8, затем стал командиром авиазвена, командиром эскадрильи и закончил свою деятельность заместителем лётного директора.
«Я долгое время сожалел, что согласился на командную должность, — признаётся пилот, — в обязанности командно-лётного состава входит в основном работа с бумагами. У командного состава налёт уменьшается почти в четыре раза! Конечно, чем выше должность, тем больше ответственность. Я очень хотел летать, но пути назад уже не было — стал готовить будущих пилотов».
В 2013 году, после 33 лет работы, Михаил Николаевич «сложил крылья» — вышел на пенсию.
Профессия пилота — одна из самых тяжёлых. Она требует хорошей физической подготовки, разносторонних знаний и навыков, преданности и любви к своему делу. Евгений Анатольевич и Михаил Николаевич — яркие представители этой профессии,
с бесконечной любовью рассказывающие о вертолётах и своих достижениях. Для них, как и для многих других покорителей неба, столетие гражданской авиации — знаменательная дата и большой праздник.
С Днём гражданской авиации! Мирного неба и лётной погоды!
Наталья Тарасова. Фото из архива героев