Секреты глины
Что вы знаете о глине? Вот Ангелина Смирнова, ученица 9 класса, знает все об этом материале. Недаром проект, которым она занимается уже полтора года с помощью учителя ИЗО Снежаны Самарской, называется «Секреты глины».
Идея изучить химические и физические свойства глины, и впоследствии создать декоративное изделие, пришла к девочке во время путешествия. Каждый год она с родителями ездит на машине по красивым городам России. И прошлым летом семья Смирновых побывала в Москве, где посетила выставку древнего декоративно-прикладного искусства, которое усовершенствовалось и нашло место в современном мире.
«Меня очень заинтересовала эта тема, все изделия были невероятно изящными и аккуратными. Я решила сделать что-то подобное своими руками, — рассказала Ангелина. — Стоял лишь выбор между материалами: сначала я думала взять соленое тесто или бумагу, но в дальнейшем поняла, что эти материалы, к сожалению, недолговечны. А я хотела, чтобы продукт, который я сделаю в конце проекта, радовал меня долгое время, поэтому выбрала глину. А чуть позже, изучив литературу, я узнала, что глина обладает определенными свойствами, от которых зависит дальнейшее использование изделия».
Теперь оберег-колокольчик, созданный Ангелиной в ходе проекта, не только украшает дом девочки, но и используется как наглядный пример для внеурочной деятельности 3-4 классов и мастер-класса, который она провела в своей школе. Тем временем проект занял третье место на всероссийском конкурсе «Открой в себе ученого» в Санкт-Петербурге, а на городском уровне конференции «Шаг в будущее» — второе место.
Несмотря на то, что тему для проекта девочка выбрала творческую, любимые предметы в школе для нее — алгебра и химия, а жизнь свою она хочет связать с медициной. Правда, рассматривает и профессию архитектора — и то и другое очень близко к сердцу. А помимо учебы занимается вожатской деятельностью, а еще военным делом в ДДТ: узлы, стрельба, веревочная переправа — в общем все то, что девочек ее возраста обычно не интересует. Вот такой разносторонний человек Ангелина Смирнова, которая все время старается развивать в себе новые грани.
Читающий город
«Двенадцать стульев» и «Повелитель мух». Это любимые книги Полины Фоминцевой, ученицы 8 класса. Девочка предпочитает фантастику и детективы, и так как сама увлекается чтением, хочет, чтобы и ее ровесники читали книги и развивались. Ее проект «Читающий город» направлен на популяризацию чтения. А осуществить проект Полине помогли современные средства: буккроссинг и буктрейлер, а также руководители Надежда Кеня и Снежана Самарская.
«Буккроссинг — это книгообмен, довольно популярное явление в современном обществе. В нашей школе мы сделали мини «холодильник», наполненный книгами. В любой момент ученики могут взять из него книгу, чтобы почитать. Сейчас шкаф полон книг. Я даже и не думала, что такой ажиотаж будет», — поделилась девочка.
А началось все с социальных опросов по школе, городу и в социальных сетях. Благодаря им Полина выяснила, что современная молодежь не особо нуждается в чтении, а информацию добывает из более доступных источников, то есть из интернета. Цифры девочку расстроили, оказалось, что из всех опрошенных читающей молодежи всего 20%.
Классные часы, конкурсы, круглые столы — немало мероприятий, призывающих к чтению, провела Полина Фоминцева в своей школе. Кроме того, в школьной газете была выпущена статья, а позже ученикам были розданы листовки с информацией о буктрейлерах. Буктрейлер — художественное произведение, рассказывающее о какой либо книге, Полина, между прочим, тоже создала. И труд оказался не напрасным. Последние опросы в школе показали: уровень чтения среди учеников второй школы вырос.
Неудивительно, что одним из любимых предметов для девочки была и остается литература, но к классике — той, что задают по школьной программе, — Полина относится равнодушно и любит выбирать себе книги для чтения сама. Но чтение — не единственное хобби школьницы. В прошлом году она успешно окончила художественную школу, уже несколько лет изучает английский, а иногда даже мастерит что-то своими руками. А вот с будущей профессией девочка еще не определилась, впрочем, время для принятия такого важного решения еще есть.
Подсказка предпринимателям
В 10 микрорайоне будет пользоваться спросом магазин канцелярских товаров. К такому выводу в ходе своего проекта пришли старшеклассники Богдан Непомнящих и Валерия Луконина. Юные исследователи с помощью преподавателей Елены Лыковой и Надежды Кеня создали программу по вычислению конкурентных преимуществ предприятия с учетом пространственных условий его размещения.
«Мы исследовали три микрорайона нашего города: шестой, девятый и десятый. Для того, чтобы узнать, где будет прибыльнее открыть бизнес, где будет меньше конкурентов. Сначала мы посчитали количество людей, которые будут заинтересованы в покупке данных товаров, посчитали, сколько есть рядом подобных магазинов. Как известно, канцелярские товары пользуются большим спросом у школьников, а мы выяснили, что в 10 микрорайоне детей школьного возраста много. А вот канцелярских магазинов нет», — объяснили суть проекта ребята.
По мнению школьников, предпринимательская деятельность на сегодняшний день достаточно актуальна. Заинтересовались этой темой они на уроках экономики и решили попробовать реализовать свои возможности в чем-то новом. Но, погрузившись в мир бизнеса, поняли — жизнь с этим связывать не хотят. Лера обожает литературу и детей и мечтает стать учителем русского языка и литературы. А Богдан увлекается спортом (играет в баскетбол, а раньше занимался бальными танцами) и компьютерными играми. Он хочет быть программистом или инженером. А пока ребята усиленно готовятся к сдаче экзаменов, ведь в планах поступить на бюджет.
Окошко, откройся!
Проект «Умное окно» восьмиклассника Кирилла Тимофеева также добился большого успеха на конференции.
«Идея создания пришла в голову совершенно спонтанно, — признается Кирилл. — Заключалась она в том, чтобы сконструировать такое окно, у которого будут автоматизировано открываться форточка и жалюзи, для того чтобы поддерживать благоприятную освещенность и температуру в комнате. Это полезно и для комфорта человека и, например, для рассады».
Действующий макет Кирилл полностью сделал сам. Вначале изучал теорию, собирал информацию из разных источников, что необходимо для сборки. За советом подходил к учителю Елене Лыковой. Для того, чтобы написать схему подключения, он даже выучил язык программирования.
Нетрудно догадаться, что и хобби мальчика связаны с инженерией. Как признается Кирилл, он любит повозиться с техникой, собирать своими руками, изучать что-то новое. В общем, делать то, над чем другие ломают голову. А в будущем, когда придет время определиться с профессией, юный гений будет выбирать между инженерией и IT-сферой.
Фото из архива СОШ № 2