Однако со столь жесткими мерами воздействия на неплательщиков АО «ТЭК» решило повременить и предложило дачникам нестандартный выход из сложившейся ситуации — переход на прямые договоры энергоснабжения с поставщиком энергоресурсов. О том, что собой представляет новая схема договорных отношений, рассказала заместитель начальника Нефтеюганского межрайонного отделения АО «Тюменская энергосбытовая компания» Наталья Сваровская.
— Наталья Александровна, какое количество садовых и дачных кооперативов обслуживает Нефтеюганское МРО? Какова в них ситуация с оплатой потребленной электроэнергии?
— На территории Нефтеюганска и Нефтеюганского района расположены 19 СНТ/ДНТ, с которыми АО «ТЭК» ранее заключило договоры энергоснабжения. Суммарная дебиторская задолженность данных садовых товариществ перед «Тюменской энергосбытовой компанией» по состоянию на 14.07.2017 г. превысила 300 тыс. рублей.
— Каковы причины образования задолженности в садовых товариществах?
— Накопление долгов в каждом дачном кооперативе происходит по разным сценариям: где-то не платят граждане, а председатели не в силах повлиять на платежную дисциплину; где-то сами председатели своевременно не доносят до нас деньги за потребленный энергоресурс. В целях пресечения неоплачиваемого отпуска электроэнергии мы вынуждены отключать СНТ/ДНТ полностью, поскольку договоры у нас заключены с товариществами как с юридическими лицами.
При таком подходе необоснованно страдают добросовестные потребители, ежемесячно оплачивающие электроэнергию. Но по вине неплательщиков они вынуждены сидеть без света в самый разгар дачного сезона.
— Существует ли выход из этой ситуации?
— Выход есть, и он заключается в переходе дачных кооперативов на новую схему договорных отношений с АО «ТЭК». При ее реализации договоры энергоснабжения заключаются непосредственно с членами кооперативов. Таким образом мы получаем возможность работать адресно с каждым абонентом и прибегать к начислениям пени, судебным разбирательствам и отключениям электроэнергии только в отношении злостных неплательщиков. Добросовестным абонентам больше не приходится бояться отключения по причине того, что кто-то из соседей забыл оплатить электроэнергию вовремя.
Переход на прямые договоры гарантирует каждому собственнику бесперебойную подачу электроэнергии, прозрачность начислений и расчетов, возможность оплачивать счета посредством многочисленных онлайн-сервисов на сайте АО «Тюменская энергосбытовая компания», например через «Личный кабинет клиента» на tmesk.ru, или в отделениях банков либо Почты России.
Главная проблема, решение которой предполагает внедрение новой схемы договорных отношений, — низкая платежная дисциплина членов кооперативов. Так, дачники товарищества «Заря» стали оплачивать электроэнергию гораздо охотнее после перехода в прошлом году на прямые отношения с нашей компанией. Девять месяцев садоводы получают на руки квитанции, самостоятельно оплачивают их и практически не имеют задолженности за потребленный энергоресурс.
В настоящее время процесс перехода на прямое обслуживание идет в дачном кооперативе «Нива». Члены правления данного СНТ в июне провели общее собрание, где приняли решение о внедрении новой схемы договорных отношений, но только после того как в товариществе будут модернизированы и обновлены электрические сети.
— Как осуществляется переход СНТ/ДНТ на прямые договоры энергоснабжения?
— За прямые отношения с АО «ТЭК» члены кооператива должны проголосовать на общем собрании, предварительно обсудив, как в случае перехода будет осуществляться снятие показаний с приборов учета электроэнергии, направление квитанций, распределение объема электрической энергии на нужды садово-огороднического товарищества. Все принятые решения по регламенту заносятся в протокол собрания.
Нередко председатели кооперативов и инициативные дачники испытывают трудности при организации такого рода встреч. В некоторых садово-огороднических товариществах процесс перехода на прямое обслуживание затягивается на долгие месяцы, из-за того что владельцы земельных участков по тем или иным причинам игнорируют общие собрания или отказываются принимать в них участие.
Протокол общего собрания представляется в наше межрайонное отделение. На основании данного документа специалисты Нефтеюганского МРО составляют план перехода товарищества на индивидуальные договоры, в котором прописывают сроки и порядок представления членами кооператива всех необходимых документов, в том числе на приборы учета электрической энергии.
— Что делать тем дачникам, у кого документы на приборы учета отсутствуют или неисправны сами ПУ?
— Наша компания предлагает услуги по установке и замене приборов учета электрической энергии. «Тюменская энергосбытовая компания» утвердила специальный прейскурант на летний период для тех кооперативов, что будут осуществлять переход на прямые договоры. Дачникам достаточно обратиться в Нефтеюганское межрайонное отделение с заявлением и заключить договор на оказание услуг, после чего приборы учета будут установлены и приняты в эксплуатацию.
В использовании исправного оборудования должны быть заинтересованы сами собственники, которые на выходе получают снижение внутрисетевых потерь в кооперативах и уменьшение затрат на потребленную электроэнергию за счет точных и достоверных показаний приборов учета.
Кстати, при наличии документов, подтверждающих, что дом, расположенный на участке, является жилым с установленной в нем стационарной электрической плитой, дачники могут рассчитывать на применение понижающего коэффициента к действующему тарифу. Экономия при оплате электроэнергии при соблюдении данных условий обеспечит снижение тарифа на 30%.
С дополнительной информацией можно ознакомиться на сайте АО «ТЭК»: www.tmesk.ru/dachi. На все интересующие вопросы по данной теме готова ответить также начальник сектора реализации ОРФЛ Нефтеюганского межрайонного отделения АО «Тюменская энергосбытовая компания» О.И. Нагибина по адресу: Нефтеюганск, 16А микрорайон, строение 50, 5 этаж, каб. № 2. Телефон: 8 (3463) 244-622.