С чего же начать? Первым делом стоит подумать, оценить и отделить, к чему у сына/дочки есть способности, а к чему лежит его/её душа. Развивать врождённые таланты нужно обязательно, но не принудительно. Умение непременно придёт вместе с В каждой семье наступает время, когда перед родителями «в полный рост» встают три важных слова «организация детского досуга». Важных, потому что от выбора подходящих дополнительных занятий зависит очень многое: увлечётся ли ребёнок, как надолго его хватит, сможет ли он «включиться» в новый коллектив. И, наконец, будут ли занятия источником новых знаний или новых проблем. Силы, время, деньги и настроение всей семьи — вот, что в таких случаях на кону.
практикой, однако залогом регулярных занятий может быть только глубокий, неподдельный интерес. Итак, держа в голове всё вышесказанное, давайте разберёмся: почему именно журналистика? Мы насчитали минимум пять веских причин выбрать это направление обучения.
№ 1. Возможность выпустить на волю внутреннего почемучку
Можно смело сказать, что в каждом ребёнке, даже скромном и необщительном на первый взгляд, живёт внутренний «журналист». Ведь в чём состоит суть журналистской работы? Выяснить, изучить, рассмотреть, послушать, потрогать и потом поделиться своим опытом с другими. В этом же заключается и особенность детской непосредственной натуры.
Юные почемучки самой природой «запрограммированы» на то, чтобы задавать вопросы, искать на них ответы и получать удовольствие от процесса. Такая вот особенность их познавательной активности, для развития которой занятия журналистикой будут прекрасным подспорьем! Свободно самовыражаясь в доверительной атмосфере, ребёнок сможет выпустить на волю своего внутреннего исследователя и узнать, на что он способен.
№ 2. Умение чётко формулировать свои мысли. Знакомство с логикой
«Язык — одежда мыслей», — сказал один литературный критик. «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает», — присоединился к нему поэт. «Точность мысли обуславливает точность выражений», — согласился с ними писатель. Все эти известные люди из разных стран и эпох, не сговариваясь, отметили связь между тем, как эффективно мы общаемся, и тем, как мыслим. Вот тут и уместно вспомнить о логике.
Умение корректно размышлять важно для любого и архиважно для журналиста. И даже если за всё время обучения в школе ваш ребёнок о формальной логике никогда не слышал, на курсах журналистики это знакомство обязательно произойдет. Ведь без знания как минимум четырёх основных логических законов (тождества, противоречия, исключённого третьего, достаточного основания) подготовить пусть и средненький текст нельзя.
Будущих журналистов учат анализировать материал, выделять и подчёркивать главное, избавляться от лишнего, правильно выстраивать логические цепочки, ясно формулировать свои мысли и доказательно отстаивать свою точку зрения. Такое «приданое» — лучшее, что может дать школа журналистики детям.
№ 3. Искусство говорить и искусство слушать
Научиться хорошо говорить и внимательно слушать не так сложно. Нужно — вы сейчас удивитесь — просто… говорить и слушать! Чем больше, тем лучше. И тем и другим в рамках курса журналистики обязательно занимаются.
Если речь о школе тележурналистики, специфика обучения предполагает, что каждый поочерёдно пробует себя и в роли оратора, и в роли слушателя. Теоретическая часть может включать занятия по мастерству красноречия, подготовке к публичному выступлению, редактированию и технике речи.
Но самая соль, она не в теории, а в групповой практике: в бурных обсуждениях, спорах, мозговых штурмах, в процессе совместного «творения». Этим так хороша работа в команде! Во-первых, регулярные публичные выступления раскрепощают и помогают избавляться от зажимов. А во-вторых, по отклику публики (в роли которой выступают одногруппники и менторы) можно отслеживать свой академический прогресс.
№ 4. «Попробовать на вкус» коллективный труд
Очень часто учебный процесс в школах журналистики устроен нелинейно. Именно этим они отличаются от других секций и кружков. Что значит «нелинейно»? А то, что молодые люди не просто поступательно усваивают новый материал от простого к сложному. Они как бы включаются в своеобразную симуляцию, где их коллектив — это редакция в миниатюре.
Такой формат позволяет ребятам «попробовать на вкус» коллективный труд. Дети учатся быть частью команды. Учатся договариваться, критиковать и достойно принимать критику, уступать и нести ответственность за свой маленький кусочек общего дела.
№ 5. Научиться работать с информацией
Казалось бы, что может быть проще, чем добывать информацию и работать с ней в век, который прозвали веком информационных технологий? Работающий компьютер с выходом в Интернет — всё, что нужно для ответа на любой вопрос, разве нет? Нет!
На самом деле загрязнённость информационного поля не упрощает, а усложняет процесс работы. Факты — плоть и кровь журналистского произведения — требуют осторожного и умелого обращения. Недостаточно найти необходимые сведения, их требуется отобрать, проверить и выверить, ведь дезинформации и вранья публика не прощает. Любая небрежность может в итоге стоить журналисту его репутации и карьеры.
Умение собирать и обрабатывать нужные данные — универсальный навык. Он непременно пригодится ребёнку в дальнейшем! Подготовка рефератов, курсовых и дипломов станет гораздо легче и приятнее, и это отличная новость.
Журналистика для детей может стать прекрасной тренировочной площадкой, инструментом, который поможет им перейти на качественно новый уровень в общении, развить скрытые таланты и стать лучшей версией себя.
Если вы ещё сомневаетесь или у вас остались вопросы, обращайтесь ко мне — педагогу, члену Союза журналистов России Оксане Михайловне Мельник. Мои выпускники ежегодно становятся студентами лучших вузов России, победителями всероссийских и международных проектов, участниками креативных школ и проектов.
Ещё больше о том, как выглядят занятия в детской телестудии «Фокус», вы можете узнать на нашем канале YouTube или придя в центр дополнительного образования «Поиск» по адресу: 16А мкр, строение 84/2. Телефон для справок: 24-63-50.
Оксана Мельник