Вот и губернатор округа Наталья Комарова на встречах с участниками регионального чемпионата рабочих профессий WorldSkills Russia неод-нократно подчеркивала, что вся профессиональная подготовка юных югорчан, начиная с детского сада, должна быть максимально привязана к запросам реальной жизни. Поэтому, ориентируя их на обучение по той или иной специальности, нужно учитывать и возможность получения затем работы по своему профилю.
А знаете ли вы, какие специалис-ты наиболее необходимы на рынке труда? Министерство труда и социальной защиты утвердило топ-50 самых востребованных профессий. В их числе автомеханики, сварщики, специалисты в области контрольно-измерительных приборов и автоматики (по отраслям), повара-кондитеры.

Стоит отметить, что профессиональная подготовка для обеспечения экономики Югры рабочими кадрами и специалистами среднего звена осуществляется на базе профессиональных образовательных организаций — колледжей. В округе их 19, 16 из них реализуют программы политехнической направленности.
Новый, но с прошлым
О Нефтеюганском политехническом колледже, что открылся два года назад по адресу: 11Б мкр., дом 19, в нашем городе знают многие. С одной стороны, новое учреждение с новым статусом, новым просторным зданием и современным общежитием напротив и, наконец, с новым руководителем (директор Максим Витальевич Гребенец возглавляет НПК с 2015 года). С другой — учебное учреждение имеет интересную биографию и большую историю, ведь в мае оно отметит свое 35-летие!

В далеком 1982 году было организовано техническое училище №37. Как написано в историческом документе, контингент учащихся был передан из филиала технического училища №40 в Нефтеюганске. ТУ №37 действовало на производственной базе объединения «Юганскнефтегаз» ордена Ленина Главного Тюменского производственного управления по нефтяной и газовой промышленности Министерства нефтяной промышленности. Здание находилось в 10 микрорайоне.
За 35 лет учебное учреждение многократно переименовывалось, подвергалось различным реорганизациям и меняло номер (так, с 2005 года стало профессиональным училищем №5), приобретало статус профессионального лицея… С 2014 года оно стало бюджетным учреждением профессионального образования ХМАО-Югры «Нефтеюганский политехнический колледж», а с 2015-го — автономным.
В уютном кабинете руководителя Максима Гребенца мы разговариваем о том, как изменилась жизнь колледжа за последние два года. «30 декабря 2014 года губернатор округа назначил меня директором. К тому времени студенты и преподаватели уже месяца полтора как переехали из 10 микрорайона в новое здание. В колледже обучались около 500 человек. Новое здание было изначально пустым: парты да меловые доски. По окружному рейтингу учреждение находилось на 19 месте из 19», — рассказывает Максим Витальевич.
На тот момент готовили только рабочих, не было программы СПО. Ее внедрили с приходом нового руководителя. В соответствии с новым статусом учреждения и, следовательно, с новыми требованиями занимались подготовкой документов, разработали нормативную базу, отличную от прежней. Первый год оказался особенно сложным: нужно было лицензировать новые образовательные программы.
«Выстроить динамику развития организации весьма непросто, — отмечает руководитель НПК. — Мы долго думали, как найти качественные подходы, чтобы услуги были удобны и для потребителя, и для нас. Изучали опыт других организаций. Как раз в Югре были приняты стандарты и руководства по бережливому производству, появились эти ГОСТы и в России. С самого начала занимались автоматизацией производственных, учебных и всех других процессов на базе отечественных программных продуктов. Сейчас у нас «1С-Бухгалтерия», «1С-Кадры», в учебном процессе — «1С-Колледж», «1С-Документооборот». Все автоматизировано на основании ГОСТа «Бережливое производство».
Новый подход в работе помог колледжу уже на следующий год дорасти до седьмого места.
«Мы реализуем многопрофильную программу, согласно которой осуществляется подготовка как рабочих, так и специалистов. Каждый обучающийся, получивший рабочую профессию, имеет возможность получить и специальность», — комментирует Максим Гребенец.

Я бы в сварщики пошел…
В первую очередь, рассказывает директор, проводят мониторинг самых востребованных для экономики города и региона профессий. Не секрет, что в Нефтеюганске требуются профессионалы в таких областях, как сварочные технологии, электромонтаж, поварское и кондитерское дело. По словам Максима Витальевича, эти профессии имеют большую историю, и без них не может существовать человечество. Вот почему так востребованы сварщики, электрики, слесари КИПиА, специалисты по информационным технологиям, а также технологиям, связанным со стандартизированием, определением комплексных процессов.

«Около 95% из всех реализуемых нами программ подпадают под топ-50. Исключение, пожалуй, составляет профессия продавца. Этот курс мы выпускаем и закрываем, выполнив свои обязательства перед государством», — поясняет руководитель. В прошлом году колледж открыл лицензию на бухучет, однако, ввиду того что о наборе объявили поздно, набралось лишь пять человек. Им предложили другую программу, и они перешли.
«Собирались сделать заочное обучение этих специалистов, но, после того как вышел перечень самых востребованных профессий, эта задумка нам стала казаться сомнительной, — размышляет Максим Гребенец. — Спросите, почему? Любой экономист или бухгалтер, по моему мнению, должен иметь базу, то есть получить какую-то рабочую профессию. Например, студент владеет направлением металлообработки (это его первое образование), а на его основе получит специальность бухгалтера. Таким образом, пришедшему в отрасль молодому специа-листу, который приобрел первую основную профессию и смежную (бухгалтера), будет намного проще разобраться в производственных вопросах».
Именно на таком варианте и остановились сотрудники колледжа. Чтобы осуществить задуманное и пройти аккредитацию, время есть. Главное, по словам директора, чтобы занятия у будущих бухгалтеров проводили практики, на живых примерах объясняющие суть предмета.
В колледж принимают выпускников как 9-х, так и 11-х классов. В настоящее время здесь учатся около 970 обучающихся и студентов. Планируется, что в следующем году их будет 1200. 275 нынешних первокурсников учатся на бюджетном отделении, 125 — на коммерческом. Плата за обучение составляет 67 тысяч рублей за год (разрешается платить по 6700 рублей в месяц). Успешные студенты получают стипендию, иногородним предоставляется общежитие.
Козырь для юганцев
За два года колледж стал учреждением, в котором мечтают учиться не только нефтеюганцы, но и жители других регионов страны. Судите сами: в прошлом году из 1162 заявлений на прием в это учебное заведение лишь 443 поступили из нашего города. Заявлялись абитуриенты с Северного Кавказа, Ямала, из Краснодарского и Красноярского краев, Московской, Нижегородской, Тюменской, Челябинской, Свердловской, Новосибирской областей.
С одной стороны, замечательно, что колледж становится таким популярным и востребованным, хотя к рекламе, как говорит директор, не стремились. Лучшая реклама, по его словам, это качество подготовки. Но с другой, признается Гребенец, обидно, что не все нефтеюганские ребята могут поступить (оценивается средний балл аттестата). А так хотелось бы подготовить кадры для нашего города, округа, региона.

Решение нашлось: в рамках профориентации для школьников сотрудники колледжа организуют мастер-классы. «Планируем изначально на нашем сайте выставить задания по мастер-классу и оповестить все школы. Ученики, набравшие определенное количество баллов по мастер-классу, получат сертификаты, которые при поступлении добавят им очки к аттестату. Это будет некий козырь для юных абитуриентов Нефтеюганска», — рассказывает Максим Витальевич.
Дерзайте, юные!
К студентам колледжа — бережное и теплое отношение. Это видно и в общении преподавателей с ними, и в общей атмосфере учебного заведения — чистого, нарядного, с ярко окрашенными стенами корпусов.
Ребята участвуют в региональном чемпионате рабочих профессий WorldSkills Russia. Чтобы стимулировать студентов, директор предложил следующее: победители и призеры получат шанс бесплатно приобрести вторую профессию. Пока, к сожалению, призовых мест не завоевали. В прошлом году ближе всех к победе был будущий сварщик Степан Савин: до третьего места ему не хватило 17 баллов. Сказалось то, что сварочные мастерские оборудовали только в конце марта — времени потренироваться не хватило. Но, как говорится, не боги горшки обжигают, и победы ребят впереди. Главное — пока на своем уровне выявить сильнейших и целенаправленно подготавливать.
Кстати, теперь попытать собственные силы в чемпионате смогут и первокурсники. Ранее практические занятия у них начинались со второго курса. С этого учебного года на базе колледжа были открыты кружки WorldSkills, по международным стандартам (но по советским традициям), по таким компетенциям, как сварочная технология, электромонтаж, поварское или кондитерское дело, кирпичная кладка.
Стоит отметить и такой факт: для третьекурсников (не обязательно чемпионов) есть возможность приобретения еще одной, а то и двух дополнительных профессий. Правда, платно. Однако с учетом уже сданных ими ранее дисциплин стоимость получается намного меньше.
Впечатляющая экскурсия
Самый главный вопрос — о производственной базе колледжа. Вместо ответа Максим Витальевич провел экскурсию.
По дороге к лабораториям заглянули в концертный зал, где заканчивается ремонт. Яркая и большая сцена, как и зал на 500 мест, без пре- увеличения, впечатляет. «Сцена соответствует ГОСТу театральных и концертных помещений, а акустическое оборудование и операторская вполне конкурируют с техническим оснащением культурного центра «Обь», — рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Максим Николаевич Наумов.
По мнению Максима Витальевича, появление концертного зала (а значит, и выступления в нем) сделает жизнь студентов еще более яркой, интересной, а для педагогов откроет новые возможности для патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи.
А вот из этого окна открывается замечательная панорама: с правой стороны — два спортзала, слева — мас-терские, куда мы направляемся с директором, СТО, гараж… «Взгляните, это наш корт (аналога которому нет ни в одном учреждении округа), и у нас своя хоккейная команда», — комментирует Максим Гребенец.
По дороге заглядываем и в библиотеку. Кроме привычных стеллажей с книгами здесь установлены столы с компьютерами, для того чтобы ребята смогли зайти в онлайн-библиотеку.
Рядом — учебный класс. С виду обычный, но здесь же, за стеклянной перегородкой находится и музей с мемориальной доской и фотографиями выпускников, павших в горячих точках, постоянно проводятся различные выставки. «Мы хотели, чтобы наши студенты постоянно соприкасались с нашей историей, чтили ее и понимали. Это как прошлое в настоящем», — делится директор.
А вот и производственные лаборатории. Все они созданы по принципу свободного входа, чтобы всегда было возможно завезти современное оборудование, произвести его монтаж.
По периметру лаборатории технологии наводки и регулировки контрольно-измерительных приборов и автоматики висят стенды для получения основных базовых сведений. «Необходимое оборудование завозим с предприятия или непосредственно на производстве проводим практические занятия. Технологии постоянно меняются, и угнаться за рынком станков дорого и невозможно, поэтому именно таким образом решаем данную проблему», — поясняет Максим Гребенец.
В электромонтажной и радиомонтажной мастерской студенты собирают схему пуска двигателя. Здесь готовят электромонтеров 3 и 4 разрядов. «Меня всегда привлекала электроника, поэтому мне нравится здесь учиться», — говорит второкурсник Рахман. По его словам, эта работа требует особого внимания, хорошей памяти и осторожности.
Кстати, для будущих электриков и для электромонтеров подготовили еще один уникальный цех, состоящий из кабинок. На их стенах им дают возможность отработать практические навыки, например провести проводку. Конечно, для колледжа это затратно (одних проводов сколько переведут), но дело того стоит. Без практики настоящего специалиста не обучить, справедливо считают сотрудники НПК.
Цех слесарный и токарный с небольшими станками предназначен не только для студентов колледжа, но и для школьников, изучающих предмет «Технология». Частыми гостями в нем являются ученики СОШ №№ 2, 7 и 14. Оказывается, многие ребята впоследствии становятся студентами колледжа. «Мы осуществляем подготовку непрерывного образования, подписано и соглашение с вузом, и потом наши выпускники поступают в высшие учебные заведения без вступительных экзаменов. А со школой №2 подписано соглашение о прохождении старшеклассниками производственной практики и обучении их профессии электрика-киповца. Вместе со школьным аттестатом они получат и рабочую квалификацию, подтвержденную удостоверением», — рассказывает руководитель колледжа.
Лаборатория повышения нефтеотдачи пластов представляет собой нефтедобывающий полигон. Здесь не просто макет, а реальная скважина, где происходит добыча сырья, его переработка до сброса в резервуар. «Все оборудование абсолютно идентично нефтяному, — с гордостью комментирует директор. — Датчики определения уровня жидкости — самые эффективные в мире (их разработали специалисты конструкторского бюро «Вектор» в Москве). На таком современном оборудовании мы готовим юных специалистов по разработке и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений».
А вот в этой лаборатории такие сварочные аппараты, которые пока недоступны даже самым лучшим нефтедобывающим предприятиям. По словам М.Гребенца, их закупку произвели в Германии.
В слесарной лаборатории пахнет свежеспиленным деревом. Современные станки с программным управлением сами выпиливают и чудесные скамейки с завитушками, и герб (точно такой висит на стене директорского кабинета), и изящные шкатулки. Главная задача — разработать чертеж, задать программу, по которой умная машина сотворит задуманное человеком.
Не обошли мы стороной и кондитерский цех, пахнущий ванилью. Огромные миксеры, современнейшие жарочные шкафы, пароконвектоматы, огромные блендеры — словом, здесь есть все, для того чтобы научить кулинарному искусству!
Конечно, мы не смогли побывать во всех лабораториях, но даже то, что удалось увидеть, произвело на меня неизгладимое впечатление. И если учесть, что все эти прекрасные лаборатории появились практически недавно, понимаешь, какой огромный труд проделал коллектив учебного заведения во главе со своим руководителем!
Прекрасно обстоят дела и с трудоустройством студентов. «С практикой у нас проблем нет, а бывают случаи, когда сразу две компании хотят за-брать одних и тех же студентов, — рассказывает Максим Гребенец. — Со многими предприятиями, такими как ООО «РН-Юганскнефтегаз», ИНТЭК, фирма «1С», Казанский государственный научно-исследовательский институт, мы заключаем соглашения о сотрудничестве и поставляем лучших студентов, а они принимают участие в разработке и корректировке программ.
Напоследок спросила Максима Витальевича, видит ли он своего сына студентом Нефтеюганского политехнического колледжа.
«Да, я считаю, очень престижно получить профессию в нашем учебном заведении, стать востребованным специалистом, а при желании продолжить учебу в вузе», — отметил он. Сам Максим Гребенец, кандидат технических наук, очень многим в своей жизни обязан рабочим профессиям. Еще учась в Омском политехническом институте, успел поработать и автомехаником, и электриком, и в нефтяной отрасли. В его жизни потом было еще много различных вузов, но он убежден: чтобы человек стал настоящим профессионалом, он непременно должен попробовать себя и в рабочей профессии. Особенно это касается руководителя, который, управляя процессом, обязан знать все его тонкости и детали…