Школа дома
Моя дочь, к слову, учится в третьем классе школы № 9 нашего города. И когда встал вопрос о дистанционном обучении, никаких проблем не возникло: у ребенка есть планшет, позволяющий зайти на все нужные интернет-ресурсы.
Итак, в половине десятого утра в специально созданную группу учеников нашего класса в мессенд¬жере Viber от классного руководителя приходят сообщения с пожеланиями доброго утра и напоминанием о времени урока. В десять начинаются занятия. По предварительно отправленной ссылке дети заходят на конференцию на платформе Zoom.
Преимущество данного приложения в том, что учитель видит всех учеников и все участники онлайн-мероприятия могут общаться друг с другом. Дети, таким образом, находятся на уроке не выходя из дома. Приложение бесплатное, без проблем скачивается и устанавливается на телефон или планшет. И все в сборе! Представляете, до чего дошел прогресс?!
Есть еще одна платформа, позволяющая детям заниматься в режиме он-лайн, — «Учи.ру». Регистрировали ребят на этом сайте еще в прошлом учебном году. В личном кабинете ребенка есть специальные задания, которые требуется выполнить. Яркие картинки, звуковое сопровождение, а главное — необыкновенный формат. Конечно, детям очень интересно. А учитель отслеживает результаты ребят и знает, кто и когда заходил и сколько сделал.
Проблема лишь одна: в связи с тем что все сейчас пользуются сайтом «Учи.ру», он частенько бывает перегружен. Именно поэтому наша учительница выбрала дополнительный формат — видеоконференцию.
С перерывом на 15-минутный отдых наш педагог проводит в режиме конференции несколько уроков. После ребятам дает домашнее задание. Оно ничем не отличается от обычного — те же номера примеров и задач и те же самые упражнения из учебников. Выполненную в тетрадях работу дети фотографируют и отправляют учителю на проверку. Так соблюдаются все стандартные моменты образовательного процесса: урок, дополнительные карточки и домашнее задание.
Кстати, технических проблем в нашем классе нет. У всех ребят есть гаджеты с выходом в Интернет. А значит, на онлайн-уроке присутст¬вует весь класс.
Интересное: семейное домашнее образование
Насколько сложно организовать электронный процесс обучения?
Надежда Березовская, учитель начальных классов СОШ № 9:
— Видеоконференция позволяет видеть всех детей, а значит у меня полноценный урок в классе. Я могу одновременно выключить всем звук, а могу включить, чтобы у ребят была возможность ответить на поставленный вопрос. Технически это совсем несложно, достаточно скачать приложение.
Что касается «Учи.ру», мне кажется, занятия на этом сайте интереснее, чем обычные уроки. А главное — я, учитель, могу все адаптировать под знания своих детей. Например, составляя карточки, опираюсь на пройденный материал, и ребята в игровой форме решают задания. Они не оцениваются, но, безусловно, если ребенок много занимается, он не останется без хорошей отметки, которую я выставлю в электронный журнал.
Еще на этой платформе есть возможность составлять для ребят самостоятельные работы. Они уже оцениваются в приложении. Оценки тоже переносятся в журнал. Кстати, вопросы я подбираю сама, исходя опять-таки из пройденного материала. Поэтому в карточках нет ничего лишнего, ненужного или непонятного.
Цель дистанционного образования даже не в том, чтобы объяснить детям новую тему, а в том, чтобы они не забыли уже пройденное. Ведь если бы дети совсем не занимались несколько недель, то потом их крайне сложно было бы сконцентрировать на уроках.
Спорт он-лайн. Возможно ли?
Вы удивитесь, но и это вполне осуществимо. К примеру, дочь Гузели Сабитовой занимается спортивной аэробикой. Сейчас, когда нет возможности встречаться с детьми на тренировке, преподаватели записывают видеоуроки, и маленькие спортсмены занимаются дома. Причем не просто так, а до двух с половиной часов в день шесть дней в неделю. А тренеры контролируют своих воспитанников. Как это происходит?
Вся тренировка разделена на короткие временные интервалы. Ребята выполняют и записывают на видео. Затем отправляют тренеру. И у педагогов есть возможность не только проконтролировать, выполнено ли задание, но и посмотреть, как оно выполнено, а затем дать рекомендацию, на что следует обратить внимание.
Представляете, какой объем работы у тренера? В спортивном зале он видит всех одновременно, а сейчас ему нужно просмотреть записи каждого ребенка в отдельности. Детям, наверное, тоже непросто. Но ничего не поделаешь: тем, кто хочет серьезно заниматься спортом, прекращать тренировки ни в коем случае нельзя! Потому видеоуроки в данном случае — прекрасная альтернатива.
Кстати, сын Гузели тоже спортсмен — занимается в секции по мини-футболу. Конечно же, играть в мяч целой команде не выходя из дома, несмотря на все современные технологии, не представляется возможным. Поэтому тренировок у Данилы нет, однако он с удовольствием тренируется вместе с сестренкой.
Творчество
Сама Гузель — педагог дополнительного образования в школе № 14. Естественно, как и другие преподаватели, сейчас на работу не ходит. Но уроки проводит — учит детей искусству модульного оригами.
«Модульное оригами вроде конструктора, — рассказывает Гузель Сабитова. — Из бумаги делаются маленькие треугольные детали — модули. А из них потом собирается объемная модель: животные, птицы, цветы, даже вазы. Этому я и учу ребятишек. Видеоурок записываю и выкладываю на платформе YouTube. Ребята смотрят, делают, а затем отправляют мне фотографии своих работ. А вообще я считаю, что у наших детей есть уникальная возможность черпать информацию отовсюду. Школа — в режиме он-лайн, спорт и творчество — тоже. Уже не говоря о том, сколько есть дополнительных источников для саморазвития ребенка».
Гузель также рассказала, что и ее дети увлеклись оригами и с удовольствием делают маленькие детальки, из которых получаются красивые вещицы. А творческий педагог, помимо бумаги, освоила бисероплетение. Теперь в свободное от работы время создает интерьерные поделки из красочных бисеринок.
Кстати, если вам нечего делать, пока вы сидите дома, может быть, самое время последовать примеру семьи Сабитовых — заняться онлайн-творчеством или спортом? Тем более что сегодня в Интернете можно найти много полезных бесплатных видеоуроков.
Тот, кто хочет, будет заниматься и без Интернета, конечно. Будь то спорт, уроки или творчество. Однако учиться под контролем грамотного преподавателя, который укажет на все ошибки и поможет прийти к наилучшим результатам, — самое ценное во всей онлайн-теме. Кроме того, это хорошая возможность и для детей, и для учителей сменить обычную деятельность на новые формы.
Из семейного архива Сабитовых