— Вы родились в начале 1990-х, когда разрушился строй, в упадке были моральные и нравственные ценности. Каким был Ваш путь к служению Богу?
— Родился я в Моздоке в верующей многодетной семье, с детства знал молитвы. Каждое воскресенье и в православные праздники мы все вместе посещали церковь. Однажды во время праздничной торжественной службы, когда в храме выступал приезжий семинарский хор, меня охватило особое чувство радости и благодати. Мне не было и шести лет, но я твердо решил стать священником и с тех пор много времени проводил в храме.
Вскоре наша семья переехала из Северной Осетии в Ханты-Мансийский автономный округ. Сначала жили в Нижневартовске, потом в селе Ларьяк, а когда я перешел во второй класс, перебрались в город Радужный. И тут мне тоже чрезвычайно повезло. В церкви моим настоятелем стал священник Сергий. Он был очень деятельным и постоянно занимался с нами, молодежью. Отец Сергий не просто читал проповеди с амвона, прививал нам духовные ценности и любовь к Родине, а растил нас патриотами своей страны. Возглавляя ряд военно-патриотических движений, он рассказывал нам об исторических военных датах, об оружии. Более того, он играл с нами в баскетбол, ходил в лес. Неудивительно, что отец Сергий стал для меня идейным вдохновителем.
В школе я открыто говорил о своем намерении быть священником. Одноклассники относились к моему выбору с уважением, и многие ребята, до этого стеснявшиеся упоминать о своей вере, приободрялись и уже открыто говорили о своих чувствах.
— Как складывалась Ваша судьба после окончания школы?
— Я поступил в Тобольскую духовную семинарию. Перед экзаменами женился. С моей избранницей, Еленой, познакомился в храме двумя годами ранее. На один из праздников пригласил ее на ночную службу, и она согласилась. Позднее она, как и я, присоединилась к работе молодежного движения «Сибирь молодая православная». Вместе мы принимали участие в подготовке концертов на православные праздники, поздравляли ветеранов, помогали пожилым прихожанам. Совместные благие дела еще более укрепили нашу дружбу. Елена знала о моем намерении стать священником. Понимала, что это нелегкий путь, но разделяла мое решение и согласилась стать моей женой.
Через неделю после свадьбы и венчания в Радужном я отправился в Тобольск сдавать вступительные экзамены. После их успешной сдачи меня зачислили в семинаристы, а еще через месяц мы с женой поселились в семейном общежитии, которое было ничем иным, как… тюрьмой. До 1990-х годов она была действующей, а потом весь тюремный комплекс передали семинарии. Владыка решил, что это будет семейное общежитие — такое своеобразное испытание для молодых пар.
Так как вся территория тюрьмы является музейным комплексом, на окнах остались решетки. Атмосфера в комнатах поначалу была тягостной, к тому же избавиться от плесени, которая образовывалась из-за сырости, не удавалось. Тем не менее, если царят любовь и гармония, то и это мрачное место можно превратить во вполне жилое. В комнатах высотою четыре метра многие пары сделали второй этаж, куда вела лестница. Украшали жилье чем могли: красивой мебелью, интересным интерьером. И получались уютные семейные гнездышки.
И нас вовсе не смущало и не угнетало то, что один душ на 40 комнат и единственный туалет на этаж. Напротив, я вспоминаю жизнь в семинарии как лучшие времена. В общем коридоре позднее играли все наши дети, мы вместе отмечали праздники. Как в одной дружной семье делили боль и радость на всех.
— Кто из преподавателей семинарии оказал на Вас особое влияние?
— Отец Михаил Денисов. Преподаватель от Бога, он к нам, студентам, особенно был открыт своим сердцем. Каждая его лекция была пропитана душевным теплом, потому мы внимали любому его слову. Для нас он был нравственным ориентиром, хотелось равняться на него во всем: в его духовности, благородной осанке, выдержанных манерах, красиво поставленной речи. По окончании каждой лекции мы долго не отпускали его, советуясь по тому или иному вопросу, и он для всех находил время.
Три с половиной года обучения в Тобольской семинарии пролетели как один день. Затем я перевелся на заочное обучение, меня рукоположили в Ханты-Мансийске. Продолжил учебу в Екатеринбургской семинарии и в течение двух лет служил дьяконом в Радужном. В августе 2016 года меня перевели в Нефтеюганск и рукоположили в священники.
— Как изменилась Ваша жизнь с приездом в наш город?
— Встретили меня здесь радушно, разместили вместе с моей семьей, которая значительно увеличилась. С супругой мы воспитываем трех дочерей: пятилетнюю Василису, двухлетнюю Ариадну и Анастасию, которой восьмой месяц.
В Нефтеюганске — центре благочиния — церковь проводит очень широкую, я бы сказал, масштабную деятельность. В ее поле — работа в скиту, в больнице, СИЗО, молодежном движении, воскресной школе, участие в различных мероприятиях. У каждого священника свои послушания. Помимо служб в храмах в честь святого Пантелеимона, иконы Божией Матери «Почаевская», Святого Духа, я участвую в проведении служб в храме в скиту, а также в Усть-Югане, Юганской Оби и Тундрино. Также проводим отпевания, молебны, освящение…
4 декабря, когда произошла страшная трагедия, мы служили круглосуточно и в любой момент были готовы выехать на помощь.
Я преподаю в младших классах воскресной школы и веду богословские курсы для взрослых. В аудитории храма Святого Духа по выходным собирается множество людей от молодежи до бабушек и дедушек. Воскресная школа, как и курсы основ православной культуры, — только начальная стадия становления христианского мировоззрения. Посещая их, дети и взрослые начинают смотреть на все события через призму православия. Уверен, если ребенок посещает воскресную школу, а потом движение «Сибирь молодая православная», он приобретает нравственный стержень, который не дает ему согнуться, упасть в ту или иную пропасть.
К сожалению, молодежь подвержена разным влияниям, в том числе пропаганде погони за материальными и финансовыми благами. Да и современное воспитание грешит привитием ребенку мыслей о его исключительности и лидерстве. А где толпа лидеров, там столкновения не избежать, потому что свои цели они стремятся достигнуть любой ценой. Православие — прививка от эгоизма, оно учит, что главная цель человека — помогать другим.
Отмечу, на богословские курсы записались многие родственники погибших 4 декабря детей. Очень часто трагедии приводят людей в храм, и только обратившись к Богу, они находят силы жить дальше, воспитывать других своих детей. Боль родителей я понимаю: у меня у самого в роддоме умер сын. Трудно найти слова утешения, но мы не должны впадать в отчаяние. Нужно помнить: телесная смерть не есть смерть в небытие, а переход в иной мир, где когда-то родители встретятся со своими детьми. А пока нет утешения сильнее, чем молитва. Дело священников — душевно поддержать человека, дав ему силы справиться с горем.
— Отец Андрей, какое сердце должно быть у священника, чтобы найти силы помочь всем страждущим?
— Сердце действительно должно быть необъятным и любящим. Всех, кто к тебе приходит, ты должен встречать с улыбкой, как родных людей, вне зависимости от того, как человек проводит свою жизнь. Священник должен поддержать скорбящих добрым словом, ответить на вопросы…
И даже если на исповедь пришел человек, совершивший преступление, он уже не преступник, а кающийся грешник. Значит, осознал свой грех, а кающемуся человеку радуется Господь. Каждый имеет право на прощение, как разбойник, который висел на кресте рядом с Христом и в последний миг покаялся. Господь простил его. По этому примеру поступаем и мы, священники.
— Наверное, при такой огромной занятости не остается времени на какие-то увлечения?
— Пока это так. Раньше, в Радужном, я увлекался страйкболом. Считаю, это прекрасная физическая нагрузка для каждого мужчины и профилактика гиподинамии, а главное — разгрузка эмоциональная. Хотелось бы привлечь к этой военной игре и юных прихожан, а заодно рассказывать им о военной амуниции. Уверен, их очень увлечет, потому что это интереснейшая игра на свежем воздухе с выполнением военных заданий, удержанием ключевых позиций.
— Что для Вас значит Бог?
— Бог есть любовь. Это то, ради чего я живу. Хочу привести слова апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не раздражается, не мыслит зла…» Для меня эти слова — главные, и я постараюсь пронести их через всю свою жизнь.
— Близится к завершению рождественский пост, последняя неделя которого проходит в особой строгости. Как ее провести?
— Напомню, что пост — это не только отказ от продуктов животного происхождения. Пост — прежде всего духовный труд. Это особенное время для работы со своей душой, борьбы с собственными страстями. Одни любят смотреть телевизор, другие — разговаривать часами по телефону, третьи пропадают в социальных сетях. Вот и важно отказаться от этих пагубных привычек. Давайте лучше навестим больных, родителей, сделаем богоугодные дела, которые позволят нам стяжать духовные богатства. Это и будет для нас пропуском в Царствие Небесное.