2019-й
«В середине июня 2021 года яхта «Югра» вернулась в Средиземное море и зашла в Испанию, в порт Алькаидеса Марина, что находится в Гибралтарском проливе. Туда, откуда стартовала в октябре 2019-го, тем самым замкнув свой второй виток вокруг Земли.
В 2019-м нашей целью была Антарктида. Мы решили достичь ледяного континента в год 200-летия его открытия российскими моряками под руководством адмирала Российского флота Беллинсгаузена.
Мы вышли из Гибралтара осенью, чтобы на самом юге Южного полушария оказаться через два месяца, когда там начинается лето. Для этого пришлось пройти весь Атлантический океан по диагонали с севера на юг. По пути мы зашли на Канарские острова, на остров Пальма, где сейчас происходит извержение вулкана, затем на Острова Зеленого Мыса, чудесное место возле берегов Африки, почти на самом экваторе. На острове Сан-Висенте часть экипажа поменялась.
Дальше наш путь лежал на другой берег Атлантики, в Бразилию. Мы пришли в город Сальвадор в конце ноября 2019-го. На этом этапе, сразу после пересечения экватора, мы проходили так называемую зону конвергенции, которая известна своими шквалами и проливными дождями, очень неустойчивой погодой. Сальвадор когда-то был столицей Бразилии, а сейчас является столицей Баия, самого «черного» штата Бразилии. В Сальвадоре восхитительная архитектура и сохранилась атмосфера старого колониального города.
Оттуда мы перешли в Рио-де-Жанейро, где представители русской диаспоры организовали нам незабываемую экскурсию по городу и окрестностям. Дальше мы пошли в уругвайский город Пунта-дель-Эсте.
Затем в Аргентину, город Мар-дель-Плата, расположенный на широте, сразу к югу от которой начинаются знаменитые «ревущие сороковые». Это зона, куда доходят циклоны, образующиеся в Южном океане. Первый шторм, вызванный пришедшим с юга циклоном, мы пережидали в уютной гавани местного яхт-клуба, где приняли участие в празднике. Там награждали членов клуба по итогам спортивного сезона.
В декабре 2019-го яхта «Югра» с экипажем в составе Тюрихина, Баисова, Дружинина, Короткова и Мусина вышла из Мар-дель-Платы и направилась в самый южный город Земли — в аргентинскую Ушуайю, что находится на острове Огненная Земля в проливе Бигль. И если сороковые южной широты называют ревущими, то пятидесятые — неистовыми, в чем нам пришлось убедиться на личном опыте. Чем южнее мы продвигались, тем сильнее становился ветер и выше поднимались волны. Мы несколько раз попадали в шторм.
В новогоднюю ночь подошли к проливу Ле-Мер, отделяющему Южную Америку от островов Эстадос. Это место называют кладбищем кораблей. Сильные приливно-отливные течения меняют свое направление здесь каждые шесть часов. Нам удалось его пройти без проблем, т.к. сделали мы это к началу попутного отливного течения — ровно в 12 часов ночи 31 декабря! Незабываемый Новый год!»
2020-й
«Дальше по проливу Бигля мы пришли в Ушуайю, это произошло в ночь с 1 на 2 января 2020 года. Здесь к нам присоединились Валерий Баранов и Александр Шпильман, чтобы отправиться в Антарктиду.
После непродолжительного отдыха и подготовки мы направились на российскую полярную станцию «Беллинсгаузен». За пять неполных суток пересекли пролив Дрейка и подошли к острову Кинг Джордж, где и находится станция. Раньше говорили, что «южнее срокового градуса южной широты нет закона, а южнее пятидесятого градуса нет даже Бога». С тех пор, вероятно, кое-что изменилось! Координата станции «Беллинсгаузен» — 62 градуса 12 минут южной широты, и там стоит православная часовня!
Из Антарктиды вернулись в Ушуайю и продолжили путь — сначала на запад по проливу Бигля в Тихий океан, а затем на север, вдоль чилийской Патагонии, чудесного, но сурового места, состоящего из тысячи островов, покрытых реликтовой растительностью. Прекрасные фиорды и живописные ледники, а также водопады были фоном нашего путешествия.
В середине февраля пришли на север Патагонии, в чилийский город Пуэрто-Монт. В мае планировали идти дальше, через Тихий океан во Французскую Полинезию. Поэтому на пару месяцев подняли яхту на сушу, а большая часть команды улетела домой, в Россию. На яхте остался Артур Мусин. Но буквально через неделю всё изменилось: страны стали закрывать свои границы, прекратились авиаперелеты. Нам фактически повезло: мы улетели из Чили одним из последних рейсов. Вернуться обратно смогли только в конце февраля 2021-го. Ровно через год.
В связи с ограничительными мерами, принятыми многими странами (а в островных государствах Тихого океана эти правила были наиболее кардинальными и суровыми), мы решили изменить первоначальный маршрут. Наметили пойти дальше на север до Панамского канала, выйти в Карибское море, затем пересечь Атлантический океан и вернуться в Средиземное море, откуда в 2019 году мы начали наше плавание».
2021-й
«23 февраля 2021 года яхта «Югра» с экипажем в составе Тюрихина, Мусина и Фёдорова вышла из Пуэрто-Монта и направилась в Панаму. По пути мы подошли к островам Хуан-Фернандес, подошли вплотную к знаменитому острову Робинзона Круза, но туда нас не пустили, ссылаясь на запрет. В Панаме были 22 марта. У Фёдорова отпуск подходил к концу, и он уехал домой, на смену ему прилетели четверо: Черняев, Антипин, Барханоев и Маслов.
Мы прошли Панамский канал, зашли на архипелаг Сан-Блас, где провели несколько дней, наблюдая почти первобытную жизнь индейцев племени куна. Затем пересекли Карибское море и пришли на остров Эспаньола, в Доминиканскую Республику. Переход был непростым: практически все время нас сопровождали сильные ветра и крутые волны.
Из Доминиканы четыре человека улетели домой, на смену им прибыл из Тюмени Александр Шпильман. В начале мая команда в составе Тюрихина, Мусина и Шпильмана продолжила плавание, теперь уже на восток — через Атлантический океан в Средиземное море. Все время нам сопутствовала хорошая погода и большей частью попутный ветер. Это было мое пятое пересечение Атлантического океана.
31 мая пришли на Азорские острова, на Файал, где пробыли почти неделю. Затем пошли дальше на Гибралтар. Во время перехода появились неполадки в работе двигателя яхты. К Гибралтару подошли в ночь с 15 на 16 июня и встали в Марину Алькаидеса, откуда вышли 6 октября 2019 года. Здесь мы замкнули маршрут нашего второго кругосветного путешествия. За это время прошли 19 844 морские мили».