В числе тех, кто заинтересован в развитии родного предприятия, и Олег Орлов, главный специалист сектора заканчивания скважин отдела инжиниринга бурения скважин. Руководство поддержало его рационализаторское предложение, заключающееся в использовании пакер-пробки при установке цементных мостов на скважинах ООО «РН-Юганскнефтегаз».
«С Олегом Юрьевичем мы работаем более двух лет, — рассказывает Максим Пикуленко, начальник отдела инжиниринга бурения скважин. — В прошлом году он получил задание разработать идею ликвидации и сокращения переустановки цементных мостов при бурении скважин. Благодаря его инициативности в течение года был разработан проект, а мы с коллегами просчитали риски и пришли к выводу, что эта идея должна «выйти в свет».
Одной из самых эффективных технологий, позволяющих увеличить добычу нефти на старых месторождениях и коэффициент извлечения нефти из пластов, а также вернуть в эксплуатацию нефтяные скважины, является зарезка боковых стволов. Этот процесс предполагает непосредственное бурение боковых стволов. В работу вовлекаются ранее не задействованные участки пласта, а также трудноизвлекаемые запасы нефти, добыча которых прежде не представлялась возможной.
Цементный же мост является некой перемычкой внутри скважины, не пропускающей газ, нефть и воду. Для создания такого барьера используют цементную смесь, а высота цементного моста может достигать нескольких десятков метров. Основные его задачи — разобщение верхнего и нижнего объемов полости скважины и сохранение стабильного показателя давления воздуха в нижней части.
Случается, цементный мост начинает проседать. Олег Орлов провел анализ за девять месяцев 2017 года и выяснил, что на пяти цементных мостах из 75 установленных были выполнены работы по повторной установке общим количеством 11 штук. Согласно приведенной статистике, в среднем при установке цементных мостов имеется 14,7% брака. Необходимо было разработать идею, которая могла бы уменьшить или вовсе исключить отрицательные показатели.
Первой мыслью сотрудника было использовать достаточно дорогостоящую технологию, но она не оправдала рисков. Тогда Олег Юрьевич предложил применить пакер-пробку под цементным мостом в скважине. Связавшись с разработчиком оборудования, специалист предложил разработать для компании такую модель, которая не нуждалась бы в извлечении, а при проседании цементного моста фиксировалась бы за стенки скважины.
«Пакер-пробка — достаточно распространенное среди различных российских компаний оборудование, однако чаще всего его считают неудобным в связи с тем, что его необходимо извлекать из скважины, — поясняет Олег Орлов. — Тогда я и предложил производителю немного усовершенствовать разработку, для того чтобы появилась возможность внедрить пакер-пробку в работу «РН-Юганскнефтегаза».
Специалист провел расчеты технологического эффекта. По подсчетам, на переустановку опорного цементного моста требуется порядка 43 часов, а на установку и активацию пакера — всего 33 минуты. Что же касается экономического эффекта из расчета за вышеуказанный период 2017 года, то сокращение общего непроизводительного времени, затраченного на переустановку, составляет 32,25 суток. Следовательно, это ведет к сокращению финансовых затрат на оплату услуг бурового подрядчика.
В конце прошлого года на двух скважинах Солкинского и Петелинского месторождений были проведены эксперименты, после чего технология использования пакер-пробки была признана успешной.
Рационализаторский проект Олега Орлова позволит компании уменьшить число случаев некачественной установки цементных мостов, сократить непроизводительное время на переустановку, снизить риски простоя буровой установки в ожидании завоза дополнительных материалов, а также затраты на ремонт и замену бурового оборудования. В будущем году компания планирует провести закупку обновленной пакер-пробки и внедрить это оборудование в работу ООО «РН-Юганскнефтегаз» на постоянной основе.