Прошлой зимой на месте моста была организована ледовая переправа. Однако, как показала практика, такой способ переезда имеет короткий продуктивный период эксплуатации.
«Несущая способность ледовых переправ в значительной степени зависит от погодных условий, — отмечает Сергей Федоров, ведущий специалист дорожного отдела ООО «РН-Юганскнефтегаз». — В теплые периоды процесс намораживания льда для усиления ледового покрова происходит медленно, кроме того, уменьшается толщина основного льда.
Все это влечет определенные риски, связанные со своевременной доставкой грузов и обеспечением переезда технологического транспорта.
Ведь грузоподъемность большинства автомобильной техники, пересекающей данный участок, составляет от 30 до 50 тонн. Поэтому, учитывая интенсивное освоение Приобского месторождения, ледовая переправа по своим техническим характеристикам не устраивала «РН-Юганскнефтегаз».
Полноводная сибирская река Иртыш характеризуется высокой скоростью течения и значительными изменениями уровня воды в период ледостава, что влияет на сроки начала подготовки и эксплуатации ледовой переправы. Решение об установке вместо нее наплавного моста было принято в том числе в целях обеспечения бесперебойного и безопасного передвижения транспортных средств. Работы по сборке и наладке объекта начались с наступлением устойчивого ледостава и были выполнены в течение недели.
«В навигацию по открытой воде переправа осуществляется с помощью паромов, а в зимний период организована переправа в виде наплавного моста. Он представляет собой ленту из четырех соединенных барж-площадок, переоборудованных в мостовые секции, — поясняет Сергей Федорович. — Проезжая часть наплавного моста выполнена из дорожных плит для равномерного распределения колесной нагрузки. Конечности барж на сопряжении с берегами оборудованы береговыми аппарелями по 12 метров каждая. Это необходимо, чтобы компенсировать перепады уровня воды, ведь за зимний период изменение составляет от двух с половиной до трех метров».
Общая длина наплавного моста — 368 метров. Ширина проезжей части переправы в пределах палуб барж-площадок составляет восемь метров, что позволяет организовать двухстороннее движение транспорта.
Для выбора исполнителя работ на предприятии были организованы закупки. По их результатам определен победитель, с ним заключен договор на оказание услуг по обеспечению данной переправы. Подрядчики уложились в указанные договором сроки, вовремя завершив установку наплавного моста и подготовку подъездных путей.
По словам Сергея Федорова, большая часть времени ушла на подготовительные работы.
«Как правило, готовых наплавных мостов ни у кого нет, — говорит он. — Баржи необходимо переоборудовать на основании разработанного технического проекта наплавного моста, выполнить соответствующие согласования, подготовить плавсредства переправы, а затем мобилизовать их к месту установки.
В зависимости от погодных условий прситупают к работам по сборке ленты наплавного моста. Для этого нужен устойчивый ледостав. С его наступлением начинается поочередная установка барж, выполняются работы по сопряжению с берегами, монтируется освещение проезжей части, выставляются дорожные знаки, информационные щиты, знаки безопасности в соответствии со схемой организации дорожного движения».
Существенным плюсом наплавных мостов в процессе их эксплуатации нефтяники считают их стабильную работу и устойчивость к высоким нагрузкам. Проезд по данной переправе одиночным порядком возможен для автомобилей полной массой до 120 тонн. А это целиком обеспечивает потребность в перевозках тяжеловесных грузов на объекты строительства и технологического транспорта, чей вес порой достигает 65-75 тонн. Для ледовых переправ, к примеру, это практически предельные нагрузки, к которым они обычно готовы лишь в январе-феврале, после проведения работ по усилению естественного льда намораживанием.
Наплавной мост позволяет выдерживать такие нагрузки до конца его эксплуатации, то есть ориентировочно до середины апреля. В весенний период, с началом подвижек льда, эксплуатация переправы прекращается. После окончания весеннего ледохода здесь начнет работу паромная переправа на весь период навигации, по окончании которой процесс этот, как поясняют специалисты, повторится.
Наплавной мост через реку Иртыш входит в пятерку наиболее протяженных в «РН-Юганскнефтегазе». Длина остальных — порядка 50-150 метров. Наплавные мосты в качестве надежной и безопасной переправы через водные объекты используются на
месторождениях Общества на протяжении 20 лет.
В настоящее время в «РН-Юганскнефтегазе» функционируют 15 наплавных мостов, в том числе на таких крупных водных преградах, как река Обь, протоки Большая Салымская, Неулева и Юганская Обь.
Фото предоставлено пресс-службой ООО «РН-Юганскнефтегаз»