Врачи говорят, что аутизм (или расстройство аутистического спектра, сокращенно — РАС) — это комплекс заболеваний, подразумевающих нарушение развития, которое проявляется в первые три года жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга. Для этого заболевания в первую очередь характерны особенности социального взаимодействия: сложности в общении и нестандартный способ обработки информации.
Согласно данным Министерства здравоохранения России, в нашей стране число людей с аутизмом за последние годы выросло более чем вдвое. Если говорить о Нефтеюганске, то, по словам врача-психиатра детской поликлиники № 2 Ильданы Кузьминой, признаки РАС встречаются у трех-четырех детей из ста.
На развитие этого заболевания влияет не только генетический (в группе риска также родители с аутоиммунными заболеваниями), но и пре- и постнатальный факторы: болезни будущей мамы, осложнения беременности и во время родов, возраст матери. Конечно, это не говорит о том, что такое стечение обстоятельств точно приведет к аутизму, однако доля риска есть. Особое внимание стоит уделить и раннему увлечению современных детей планшетами и телефонами. По мнению врачей, это способствует усугублению аутистических симптомов.
Дело в том, что наша речь — первый (и главный) способ коммуникации. Сначала мы учимся говорить, а лишь затем — работать с информацией. Современные же дети, еще не научившись изъясняться, учатся получать информацию с помощью гаджетов. Все это приводит к тому, что функция речи за ненадобностью попросту утрачивается.
«Важно знать самые ранние симптомы аутизма, — отмечает Ильдана Олеговна. — Родители должны насторожиться, если к году ребенок не использует лепечущую речь или жесты. К полутора годам малыш должен начинать говорить отдельные слова, а к двум — использовать фразовую речь, хотя бы из двух слов».
Кроме того, родителям необходимо обратить внимание на то, смотрит ли их ребенок в глаза, не повторяет ли все время одни и те же слова, интересует ли его общение с другими детьми. Часто дети, имеющие РАС, ведут себя очень отстраненно, не откликаются на свое имя, грызут пальцы и руки, бьют себя. У таких детей нередки истерики и приступы агрессии, они боятся незнакомых людей и резких звуков.
Чтобы помочь родителям выявить расстройство на ранней стадии, существует тест М-CHAT — модифицированный скриннинг на аутизм для детей раннего возраста. Он применяется с 16 до 30 месяцев. Участия ребенка не требуется, родителям нужно ответить на ряд простых вопросов (тест размещен на сайте: test.autism.help; подобный тест есть и на сайте НОКБ имени В.И. Яцкив).
«Странности в поведении часто отмечают педиатры, когда родители приводят детей на плановый прием. В таком случае обязательно дают направление к психиатру для дополнительного обследования, — продолжает врач. — Дело в том, что, чем раньше малыш будет диагностирован и начато лечение, тем меньше будет инвалидизация ребенка. А значит, он сможет обучаться в обычной школе, вместе со своими сверстниками, что очень важно для гармоничного развития».
Сегодня в Югре существует специальная программа комплексной помощи детям (а также их семьям) с расстройствами аутистического спектра. В рамках данной программы родители могут рассчитывать не только на медицинскую помощь, но и на комплексное развитие своего ребенка.
«С ребенком занимаются специально обученные люди, потому как зачастую обычному педагогу или воспитателю с такими детьми нелегко: эти дети весьма избирательны и в еде, и в увлечениях, и в общении, — считает Ильдана Кузьмина. — Главная же цель данной комплексной помощи — адаптировать ребенка к жизни в обществе, а также повысить его интеллект».
Безусловно, все зависит от степени умственных нарушений: одни дети реабилитируются в считанные месяцы, другим требуется немного больше времени. Как правило, к школьному возрасту становится ясно, будет ребенок учиться в общеобразовательной школе или в школе с щадящей программой.
Форм аутизма великое множество. В бюджетном учреждении «Нефтеюганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» говорят, что каждый случай такого расстройства уникальный. Одни дети испытывают сложности в социальном взаимодействии и пугаются резких звуков, другие отстают в интеллектуальном развитии. У третьих пропадают приобретенные речевые и двигательные навыки. А четвертые, напротив, имеют точную память и способность выстраивать логические цепочки, но обделены чувством юмора и не умеют понимать эмоции других людей.
«Такой ребенок отгораживается от внешнего мира и создает себе свой безопасный мир, — объясняет куратор направления комплексной помощи детям с РАС Людмила Лесина. — Кто-то при этом замыкается в себе, а кто-то пытается проявить себя как личность с помощью нежелательного поведения. И первоочередная наша задача — привести родителя такого малыша к принятию собственного ребенка, к пониманию, что он особенный».
В центре с каждым ребенком проводят индивидуальную коррекционную работу. С ним занимаются психологи, логопеды, работают в сенсорной комнате, занимаются песочной и арт-терапией. Полезны для таких детей занятия вокалом, танцами, спортом. Положительно влияет на них и музыкотерапия. Отмечено, что дети с РАС любят слушать произведения Моцарта (считается, что у него также были признаки расстройства аутистического спектра).
Все эти занятия направлены на коррекцию основных нарушений и способны уравновесить эмоциональное состояние ребенка, установить связь с родителями, развить игровую деятельность, мелкую и крупную моторику, внимание, память и воображение. Здесь уверены: если семья, в которой воспитывают ребенка-аутиста, учитывает особенности его развития, принимает и любит его, то есть все условия для дальнейшего развития ребенка, для его успешной социализации и счастливой полноценной жизни.
При этом в Нефтеюганском реабилитационном центре работают и с родителями. Например, регулярно проводят обучающие семинары и вебинары, в том числе со специалистами центра «Наш солнечный мир», одной из первых организаций в России, занимающихся реабилитацией детей с РСА. Мамам и папам рассказывают, как взаимодействовать с собственным ребенком, консультируют их по проблемным вопросам.
Вокруг аутизма существует множество мифов, и самый распространенный из них заключается в том, что дети с аутизмом не нуждаются ни в чьей любви. На самом деле это не так. Если ребенок с аутизмом не может выстроить отношения с социумом, замкнут и нелюдим, значит ему особенно необходимы наши с вами признание, поддержка и внимание!
Фото Ольги Малолетневой
// Комментарии
Ильдана Кузьмина, врач-психиатр детской поликлиники № 2:
— Станет ли ребенок с аутистическими симптомами полноценным членом общества, зависит и от того, как скоро родители приступят к лечению. Если помощь будет оказана профессионально и комплексно, мы можем добиться прекрасных результатов. Общество должно понять: дети-атусты — обычные дети с некоторыми особенностями развития.
Людмила Лесина, куратор направления комплексной помощи детям с РАС реабилитационного центра «Детство»:
— Многие дети с аутистическими признаками добиваются серьезных успехов. Среди них есть и художники, и певцы, и ученые. Поэтому считаю правильным и важным, что на данную проблему обратили внимание и на окружном, и на всероссийском уровнях. Ведь концепция комплексной помощи дает уникальную возможность помогать таким детям в адаптации к жизни.