Югра — один из первых регионов, который решил завоевать звание генератора идей и вернуть инженерное образование в массы. Поэтому именно в нашем автономном округе первыми в России были открыты нефтеюганский и ханты-мансийский «Кванториумы». Это новый формат дополнительного образования детей и молодежи в области инженерных наук, которое содействует профессио-нальной ориентации школьников.
Нефтеюганску повезло. Кроме нового «Кванториума», на протяжении тридцати лет в городе работает центр «Эксперимент», воспитавший не одно поколение. Эта площадка стала настоящим творческим объединением школьников и студенческой молодежи, где большое внимание уделяется развитию инженерной мысли, авиамоделизма, конструирования, робототехники, нано- и космонауки, биологии и химии, производственных процессов. Увлекаясь этими направлениями, учащиеся, по сути, занимаются покорением перспективных направлений развития современной науки и техники, на деле становясь инженерами и технологами.
Проект «Умный город», запускаемый сегодня нашей газетой, дает возможность досконально и интересно осветить работу подобных городских центров, рассказать об историях юных ученых и открывателей, которые уже завоевывают дипломы на научно-практических конференциях города, Югры и России.
Звездный учитель
О Комкове и его тридцатилетнем «Эксперименте» в городе знают не понаслышке. Он всю душу вложил в то, чтобы этот клуб по месту жительства стал настоящим центром технической мысли. Кто там у него в выпускниках? Сегодня уже заслуженные в регионе нефтяники, инженеры, строители, конструкторы, пиарщики и журналисты (раньше там был и отдел гуманитариев).
Но все-таки именно конструирование, моделирование всегда притягивало Валерия Евгеньевича как инженера-электрика, начинавшего с радиотехники, пришедшего с производства в педагогику.
«К примеру, судомоделирование. Что это? Моделирование судов. Ничего особенного, с одной стороны. А вот этот навык — моделирования — он заложен во всю систему конструкторской деятельности. И этим мы занимаемся в центрах допобразования детей. Что это дает? Развитие аналитического мышления как главного аппарата, который отличает человека от обезьяны, — говорит Валерий Комков, заместитель директора Центра молодежных инициатив Нефтеюганска. — У нас сейчас небольшой клуб. Не такой, каким он был в свое время. Сегодня в «Эксперименте» учатся 80-90 детей из 7-11-х классов городских школ. Все кружки расписаны по времени, но в основном идет индивидуальная работа. Направления — технические: конструирование машин, механизмов, создание новых устройств, радиоэлектроника, автоматика, телемеханика, космонавтика, космическая техника, специальные машинные механизмы для решения экологических проблем. Ежегодно мы становимся победителями Всероссийского конкурса «Созвездие», научно-образовательный программы «Шаг в будущее».
Иду по лабораториям «Эксперимента». На клубных полках сотни различных аппаратов, приспособлений, конструкций. Интересные графики в коридоре, кальки с первых страниц творческих работ. «Мои ребятишки сами все делали, изучали, конструировали, — смеется в усы наставник. — Сейчас приходят пацаны, рассматривают роботов, собранные у нас модели и спрашивают: а что, это все наши сверстники делали? Да, такие же, как вы. Только десятилетие назад. Сейчас же расчет на что? На игрушки в стиле «Лего». Но одно дело — собрать игрушку из готовых частей, а другое — создать новое оборудование. Создать новую идею — это самое ценное в мире!»
Лера-инженер
Очередной этап: школьники «Экс-перимента» готовят проекты на Всероссийский конкурс научно-технического творчества школьников «Звезда». Конкурс объединяет в себе сотни институтов и университетов. Масштабный и действительно значимый в разрезе страны. За проект плюс 7-8 баллов к результатам ЕГЭ.
Среди воспитанников Комкова, заявивших о себе громким проектом, Валерия Загребельная, ученица 11А класса СОШ №2. Девочка кропотливо работала над ним почти два года, получив второе место на городском этапе «Шага в будущее».
«Мой проект называется «Разработка и создание модели здания, способного противостоять мощным сейсмическим толчкам». Я задалась вопросом, как спасти человеческие жизни и разработать проект дома, который смог бы выстоять во время природных катаклизмов. Сама конструкция нашего дома представляет собой пирамиду. Когда мы проводили многочисленные эксперименты с разными типами фундаментов и с собственной разработкой, выяснили что, другие типы фундаментов, существующие на данный момент, просто все неустойчивые. Что ленточные, что свайные, что плиты, что фундамент. Они не могут сохранить конструкцию в том виде, в котором она была до сейсмических волн», — рассказывает о своем проекте Лера.
Тема в самом деле серьезная. Ноу-хау, которое экспериментаторы готовы представить на суд российских ученых. Как будущий инженер, ученица индустриально-технологического профильного класса Валерия уже определила для себя, что тема строительства ей близка. Причем определила именно здесь, в стенах клуба.
«Когда в начале 10 класса мы начали создавать проект, я стала собирать информацию по фундаменту и поняла, что мне очень нравится заниматься этим, мне нравится это искать, разбираться в этом. Потому я осознанно в десятом классе выбрала, казалось бы, мужской профиль, но в будущем я вижу себя инженером. Институты уже присматриваю: либо Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, либо аналогичный вуз в Тюмени.
Лера занимается в «Эксперименте» порядка четырех лет. Активистка, она всегда перебирала факультативы и интересные занятия, тем не менее вместо гуманитарных выбрала физические науки. «Совет такой: нужно не лениться, а пробовать и учиться. Только с опытом приходит осознание того, что же ты действительно хочешь. Все начинается с «мозгового штурма», а перерастает в профориентацию. Просто нужно понять, кем ты сможешь стать, и работать над своей карьерой, как над личным проектом», — советует девочка своим сверстникам.
P.S. Хочется, чтобы Нефтеюганск стал городом будущего. Чтобы будущее это начиналось с таких вот интересных подростков, как Лера. С идей, мысли и творчества. С проектов, которые все же кому-то нужны. С таких педагогов — фанатиков своего дела, как Комков.
Рассматривая раритетную вставку с конструкциями старше меня по возрасту, я задаю вопрос Валерию Евгеньевичу: а «Кванториум» — это ваш спутник или конкурент, который оттянул детей от «Эксперимента»?
Валерий Комков улыбнулся: «Клуб «Эксперимент» обладает уникальной сложившейся системой подготовки ребят в научно-техническом творчестве. Если «Кванториум» только начинает свой путь, то мы — отточенная система. Мы не мешаем друг другу и не будем никогда мешать. У нас детей, которые должны заниматься, очень много — где-то порядка 10 тысяч школьников, и тысяча из них должна заниматься. А что такое охватить тысячу детей? Это, наверное, три-четыре клуба «Эксперимент» и два «Кванториума». Нужно продолжать работать. И тогда у города Нефтеюганска будет будущее».