Московская делегация руководителей школ и педагогов приехала в наш город в рамках реализации проекта «Школы городов России — партнеры Москвы». В течение двух дней столичные гости знакомились с деятельностью нефтеюганских школ и делились со здешними коллегами своим опытом.
Первая встреча состоялась в СОШ № 5. Гостей приветствовал глава города Сергей Дегтярев. «Нефтеюганск — не только первый в России город, заключивший с Москвой соглашение о сотрудничестве в данном направлении, это еще инновационная площадка, где развиваются различные направления, — отметил Сергей Юрьевич. — У нас одна из лучших в стране кадетских школ. Интересна и школа, в которой мы сейчас находимся: она многопрофильная.
В городе есть школы, сотрудничающие с «Роснефтью». И в любой из наших школ своя изюминка, собственный интересный штрих, который говорит о том, что образование для детей становится увлекательным и позволяет им идти по дороге знаний с широко раскрытыми глазами и с улыбкой. Желаю вам самой плодотворной работы, чтобы обмен знаниями и опытом был продуктивен для всех участников!»
Учат по индивидуальным планам
Как известно, многие школы нашего города специализируются на конкретном профиле. Об опыте же многопрофильной школы московским коллегам рассказала Валентина Кошкарева, директор СОШ № 5. Многопрофильным образовательное учреждение стало восемь лет назад, и на протяжении этих лет школа выполняет запросы каждого ученика. Все классы обучаются по индивидуальному учебному плану, ежегодно для детей открывают абсолютно разные актуальные профили, востребованные старшеклассниками.
«Когда мы начали вводить в старшей школе обучение по индивидуальным учебным планам, оказались в данном направлении федеральной и региональной экспериментальной площадкой, хотя никогда не гнались за этим. Мы включаемся в данный вид деятельности потому, что прекрасно понимаем: это шанс встретиться с учеными, которых приглашает округ, возможность выехать в другие города Югры. Для нас это как форма повышения квалификации», — отметила Валентина Александровна.
На сегодняшний день целью пятой школы является то, чтобы ее выпускники были способны к саморазвитию, самосовершенствованию, к самостоятельной организации деятельности как в учреждении профильного образования, так и в дальнейшей жизни. Потому важный аспект работы — интеграция основного и дополнительного образования. Основной учебный план коллектив школы реализует в течение пяти дней, а в субботу — внеурочная деятельность.
Большое внимание уделяют и реализации проектов. СОШ № 5 присоединилась к Российскому движению школьников, которое формирует у ребят социальную компетентность и гражданскую активность. Для гостей из столицы школьники устроили презентацию деятельности своей организации, а педагоги провели различные мастер-классы.
Работают с особенными детьми
На следующий день москвичи посетили восьмую школу, чтобы познакомиться с нефтеюганским инклюзивным образованием.
«Наша школа — страна неравнодушия. Мы считаем, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений и что каждый человек имеет право на общение и получение качественного образования, в том числе дети с особыми образовательными потребностями. Мы работаем в этом направлении с 2008 года», — рассказала директор школы Елена Рубцова.
На данный момент в СОШ № 8 обучаются 50 ребят с ОВЗ — чуть более 7% детского коллектива школы. В большинстве своем это дети слабослышащие и позднооглохшие. В начальной школе и в основной открыты четыре класса для таких ребят. Есть также класс для слепых и слабовидящих. Кроме того, реализуются индивидуальные учебные планы для 15 учеников, обучающихся на дому.
Ребята с особенностями здоровья не только успешно учатся, но и являются активными участниками интеллектуальных, творческих и спортивных конкурсов. Для гостей из Москвы выступили певцы Андрей Антонов и Александр Лыков и пианист Владислав Зотов. А затем столичных учителей повели на экскурсию по школе, показали сенсорную комнату для релаксации, школьный музей, читательский и зеленый уголки. Гостям также выпала возможность принять участие в открытии школьного шахматного турнира.
«Подход к детям оставил самое сильное впечатление. Дело в том, что мы уже долгое время думаем, как организовать профориентационный подход к ученикам. Вчера мы посетили школу № 5, и меня очень удивила сильная профориентационная работа. Начиная с 8-9-го класса ребятам при помощи психологической службы, различных выездов, тренингов помогают определить свое место в будущем, а в 10-11-м классе дети целенаправленно готовятся к своей профессии.
Я видел образование не только в Москве, но и в других регионах РФ, и такого целенаправленного подхода к определению будущей профессии не видел нигде, — поделился Игорь Барышев, руководитель физматпрофиля школы № 2101 «Филевский образовательный центр». — А школа, в которой мы находимся сейчас, восьмая, оставляет сильное впечатление потому, что делает колоссальные успехи в работе с инклюзией. Здесь хочется остаться и самому присоединиться к деятельности педагогов».
СОКШ № 4 тоже открыла свои двери для приезжих коллег. Москвичи встретились с нефтеюганскими кадетами, узнали о традициях казачества, посетили школьный историко-краеведческий музей, военно-спортивный праздник и концерт детских творческих коллективов. А первая школа презентовала программу НК «Роснефть» «Школа — вуз — предприятие» и устроила встречу поколений с участием молодых специалистов ООО «РН-Юганскнефтегаз».
Подвели итоги
Завершающей и самой важной частью визита московских педагогов к нам стал круглый стол с участием главы города Сергея Дегтярева, исполняющей обязанности директора департамента образования и молодежной политики Татьяны Лямовой и руководителей образовательных организаций Нефтеюганска. Здесь свою деятельность представили еще четыре школы города — №№ 2, 6, 7 и 14. О своей работе рассказал и Центр доступа к ресурсам Президентской библиотеки. А гости, руководители школ №№ 2101 и 2086 города Москвы, поделились опытом своих образовательных организаций.
62 города РФ подписали меморандум о намерениях сотрудничества между сторонами — участниками конференции руководителей городских органов образования городов РФ «Эффективные модели управления образованием в городе». 23 октября Нефтеюганск первым в Югре подписал этот меморандум. Кроме того, было подписано соглашение между департаментами образования Нефтеюганска и Москвы.
Итоги встречи подвела и.о. директора департамента образования Нефтеюганска Татьяна Лямова. «Надеюсь, тот опыт, который мы представили в течение двух дней, убедил вас в том, что наш город очень бережно и вдумчиво относится к системе образования. Также надеюсь, что наше сотрудничество, наше взаимодействие принесет очень полезные результаты. И что совместными усилиями мы будем подготавливать такие направления и стратегии, чтобы наши дети находили свое применение во всех городах РФ, в том числе в Москве», — обратилась к коллегам Татьяна Викторовна.
«Спасибо, что дали нам возможность встретиться с удивительными коллективами, детьми, которые рассказали нам, как они живут в этих школах. В пятой школе мы увидели, как дети осмысленно планируют свое будущее и проектируют свой жизненный путь, в первой — встретились с выпускниками — молодыми специалистами-нефтяниками.
Школа № 8 удивила нас технологиями, очень понятными и простыми и вместе с тем удивительно влияющими на внутренний уклад этой школы. Но главное — удивила добротой, пронизывающей каждого человека, которого мы там встретили, от самого маленького до взрослого. И за этой добротой стоит колоссальный труд, дающий возможность всем детям быть успешными и востребованными.
А в четвертой школе мы познакомились с кадетами, насладились тем, как они пели о любви к Родине, женщине, к детям. Это удивительные встречи, которые позволяют быть уверенными в том, что наше будущее, растущее в любом городе нашей Родины, очень крепкое», — отметила Елена Орлова, директор московской школы № 2086.