Пленарное заседание и работа секции «Образование» прошли в культурном центре, молодежный форум — в художественной галерее «Метаморфоза». Работа в секциях «Здравоохранение и социальное служение», «За други своя», «Православие и СМИ» была организована в городской библиотеке. В чтениях приняли участие 213 человек.
Открыл пленарное заседание благочинный Нефтеюганского благочиния протоиерей Николай Матвийчук. Его яркое выступление задало тон форуму, разговор на котором отличался предельной искренностью и откровенностью и, по словам педагога Ирины Лошкаревой, прошел в душевной, почти семейной атмосфере.
Отец Николай сказал, что Церковь рассматривает минувшую войну совсем не так, как смотрят на нее историки и политики. Война явила нам правду Божию о самих себе. С одной стороны, указала на допущенные исторические ошибки и греховные деяния, с другой — показала великую силу духа нашего народа. Духовным основанием Победы в Великой Отечественной войне стали традиционная культура и нравственность русского народа.
Руководитель отдела по взаимодействию с казачеством и силовыми структурами Ханты-Мансийской епархии иерей Евгений Кизин отметил: в основе подвига советских воинов, того, что двигало ими, были ощущение святости своей земли, вера в Россию. Это те ценности, за кои не жалко отдать свою жизнь. На фронте не было атеистов.
Обращение к педагогическому опыту Русской православной церкви, традиционно ведущей работу по патриотическому воспитанию как подрастающего поколения, так и взрослых, может оказать значимую поддержку существующим в настоящее время в светском обществе формам и методам. Участники форума делились своими мыслями о необходимости повышения эффективности патриотической работы, рассказывали о собственных наработках.
Важным направлением в укреплении народного единства остаются дела милосердия, развивающие в душах людей отзывчивость и сострадательность. Особенно отзывчивы к ним сердца детей и молодежи, для привлечения которых к социальному служению существуют волонтерские организации.
Чтения были посвящены предстоящему 75-летию Великой Победы. С каждым годом, с каждым 10-летием она становится для нас все более важной, потому что ее сложно сохранить. Ведь живых свидетелей тех героических лет остается все меньше и меньше — из первых уст узнать историю тех страшных лет практически не представляется возможным, а необходимость в памяти о той Победе растет.
В европейских странах рушатся памятники советским воинам, не прекращаются попытки переиначить историю, советский народ называют не освободителем, а захватчиком. Все это обрушивается на молодежь. И, чтобы не было «обнуления» совершенного поколением победителей жизненного подвига, не было предательства их жизненных ценностей, нужны усилия и, конечно, кропотливая работа.
Сегодня с молодежью необходимо как можно больше говорить о подвигах и победах нашего народа. Наши предки создали великую страну, страну масштабного культурного значения и творческого вклада в сокровищницу знаний и духовных достижений. Но мало иметь наследие великое, нам надо вступать в это наследство. А вступление в наследство Великой Победы — это добрая память и осмысление: кто мы на этой земле, что для нас наша Родина. Это красной нитью проходило почти по всем выступлениям.
Участники чтений отметили плодотворное сотрудничество Церкви, государственных органов и общественных организаций в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Большинство организаторов воспитательной работы осознают необходимость опоры на традиционную мораль и нравственные ценности.
Борьба за умы подрастающего поколения продолжается. Требуется масштабная работа против фальсификаторов истории — от патриотического воспитания в школах, корректировки учебных планов, встреч с военнослужащими до участия в поисковом движении. Вдвойне важно пронести память таким образом, чтобы наша молодежь глубже чувствовала и переживала те события, оставила у себя эти знания и передавала следующим поколениям.
Из выступлений участников 12-х региональных рождественских образовательных чтений
Ирина Боголюбова, главный специалист отдела департамента образования Нефтеюганска:
— Основой мировоззрения человека является духовно-нравственная культура. И наша миссия — в создании условий для нравственной «навигации» каждого ребенка. Эту задачу мы решаем общими усилиями, в соработничестве со священнослужителями Нефтеюганского благочиния, с нашими единомышленниками, специалистами служб и ведомств социальной сферы.
Понимая, что каждому человеку важно воспитываться в моральном климате памяти: семейной, народной, культурной, — действуем целенаправленно. В детских учреждениях проводится работа по родословию, формируется представление о собственной жизни, жизни своих предков как о свидетельстве истории. Проходят краеведческие конференции, смотр-конкурс поискового материала «Дерево мудрости, дерево жизни, мы его ветви, мы его мысли». Разнообразная работа ведется в школьных и городских музеях. Участие в городском конкурсе юных экскурсоводов позволяет детям, заинтересованным в поисково-краеведческой работе, почувствовать вкус профессии экскурсовода.
Вот яркий пример. Роман Коновалов, выпускник СОШ № 3 2019 года, являлся председателем школьного музея Боевой Славы имени Николая Ивановича Кузнецова. Все годы учебы в школе был активным участником поисковой, экскурсоводческой, шефской работы, считал своим долгом сохранить память о ветеране Великой Отечественной войны Анатолии Ивасенко. Говорил: «Очень хотелось бы, чтобы имя Анатолия Антоновича было присвоено третьей школе». 5 августа это событие состоялось. За успехи в патриотическом и духовно-нравственном воспитании Роману присуждена премия губернатора Югры.
Людмила Старыш, учитель СОКШ № 4:
— Уходят в вечность солдаты Великой Отечественной войны. С их уходом исчезают не просто люди, исчезает тот эталон правды о войне, о героическом подвиге великого народа и великой страны, о миллионах жизней наших людей, отданных за возможность жить, развиваться, радоваться, подаренную представителям других народов. И как нестерпимо больно слышать и видеть, как пытаются переписать историю, внушить молодому поколению совсем другую «правду», нивелировать роль нашей Победы, очернить подвиг всех тех, кто, несмотря ни на что, ценою своей жизни спас мир.
Как этому противостоять? Я часто говорю своим ученикам: чтобы отличить что-либо, вы должны знать его признаки, у вас должен быть образец. Мне кажется, в наше неспокойное время таким образцом — вернее отправной точкой знания, понимания своих корней, своей исторической идентичности с великим народом-победителем, нашей исторической правды о войне и ее исходе — должна стать школа. Ведь мы растим будущее нашей страны, да и, собственно говоря, наше будущее.
Каким оно будет? Будет ли полная сил, умеющая добывать знания и применять современные технологии молодежь распродавать по кускам в угоду собственным интересам и страну, и память нашего народа? Так, как это делают те, кто продает медали и ордена своих прадедов, кто, вскидывая руку в приветственном кличе фашистов, не создав в этой жизни ничего, позволяет себе осуждать и критиковать тех, благодаря кому они получили саму возможность появиться на свет и жить…
Тема Великой Отечественной войны — бесконечная сокровищница, начиная с рассказов о пионерах-героях, о сыновьях полков, о детях, ковавших победу в тылу, и переходя к подвигам старшего поколения, показывая, что и сегодня есть место подвигу, потому что современные герои являются продолжателями традиций поколения победителей.
Ирина Лошкарева, педагог СОШ № 2:
— В преддверии 75-летия со дня Победы 7А класс нашей школы начал поисковую деятельность, чтобы исследовать судьбы своих прадедов и прабабушек в военные годы. Поскольку родители ничего не знали о судьбах предков в войну, решили обратиться к родственникам, рассеянным по разным странам после распада Союза. По найденным материалам всем классом написали сочинения на тему «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны» и оформили стенд к 9 мая 2019 года.
Потом пришли к выводу, что нужно продолжить поиски и обобщить найденные факты: составить общий портрет военного поколения, представленный судьбами прадедушек и прабабушек. Дети признались, что в ходе поисков они стали меняться, пришло осознание того, что «наши прадедушки и прабабушки ценой своих жизней спасли нашу великую родину, нашу планету от неминуемой гибели. Мы можем поклониться им за их мужество только благодарной памятью: «Эта память — наша совесть». Пришло осознание того, что мы — наследники Великой Победы».