Умка
Детский сад №14 «Умка» открылся не так давно. 2 февраля 2014 года яркое новое здание распахнуло свои двери для трех сотен малышей Нефтеюганска. Здесь есть все для полноценного развития девчонок и мальчишек в возрасте от 3 до 7 лет. В работе используется только современное оборудование, есть несколько развивающих кабинетов: шахматный, компьютерный, легоконструирования. Воспитанников учат петь, рисовать, танцевать и плавать. Но главная гордость «Умки» — люди, которые здесь трудятся: психологи, логопеды, музыкальные работники, спортивные инструкторы и педагоги дополнительного образования — всего 20 воспитателей и 9 специалистов.
А заведует всем Елена Хамидуллина. В Нефтеюганске она уже 26 лет, почти столько же — в сфере образования. За ее плечами годы работы воспитателем, педагогом-психологом, почти десять лет она проработала заместителем заведующего. И вот уже три года, с самого открытия, руководит детским садом «Умка». «Сложности, конечно, бывают, — говорит Елена Васильевна. — Но в дружном коллективе любую проблему решить просто».
Несмотря на то, что работа заведующего подразумевает больше управленческую деятельность, свой рабочий день моя героиня начинает с утреннего обхода групп. «Мне важно почувствовать настроение детей, узнать, что у них нового. Знаете, современные ребятишки разительно отличаются от своих сверстников лет 10-15 назад, — признается руководитель. — Сейчас дети более открытые, коммуникабельные, информированные. В некоторых ситуациях даже рассудительнее нас. И мы, педагоги, перестраиваемся, учимся, чтобы им с нами было интересно».
Елена Васильевна удивляется, когда речь в нашей беседе заходит об увлечениях вне работы. «Хобби у нас одно — дети, а жизнь — детский сад. Особенно у воспитателей. Но нас это совсем не расстраивает: если выбрал такую работу, то по-другому просто нельзя. Воспитатель — это призвание», — говорит она. Конечно, бывает так, что в коллектив приходят люди, которые пока ищут себя. Задача Елены Хамидуллиной — сделать все возможное, чтобы в учреждении каждый работал на своем месте. В детском садике «Умка» с этим точно справились.
Добрая, умная, красивая — именно так говорят о своих любимых воспитателях малыши «Умки», и все эти искренние признания — чистая правда. После беседы с заведующей я отправилась в среднюю группу. Здесь каждый был занят своим сверхважным делом: одни малыши играли в магазин, другие — собирали пазлы, третьи — бегали по группе, представляя себя не простыми мальчишками и девчонками, а сверхскоростными самолетами. За всеми передвижениями ребят внимательно следили воспитатели — опытный педагог Елена Корнилова и молодой специалист Анна Сугакова.
Елена Леонидовна уже 30 лет работает с детьми. В 1986 году она окончила Тюменское педагогическое училище и с тех пор в сердца малышей сеет разумное, доброе, вечное. Сейчас она впервые работает в средней группе (в прошлом Елена Леонидовна учитель начальных классов, а уже будучи воспитателем, всегда работала с подготовишками) и потому испытывает небольшое волнение. Получилось ли наладить контакт с воспитанниками, все ли им нравится, все ли они делают правильно — с такими мыслями педагог уходит домой почти каждый вечер.
«Хорошо, свои дети уже выросли, а то порой в суете дней и в заботе о воспитанниках времени подумать о родных не хватает», — делится Елена Корнилова и тут же добавляет, что близкие ее всегда поддерживали. Еще бы, Елена Леонидовна принадлежит целой династии педагогов: ее мама работала учителем начальных классов и воспитателем, родная тетя — учитель немецкого языка, и даже дочь не изменила традициям — сейчас оканчивает педагогический. Да и представить себя в какой-то другой профессии опытный воспитатель не может. «Знаете, если бы я сейчас снова встала перед выбором, все равно выбрала бы работу с детьми. Я по-настоящему люблю это дело. Не любила бы — точно не смогла бы так долго работать», — признается Елена Леонидовна.
Педагог рассказывает, что часто встречает своих бывших воспитанников и всегда испытывает чувство гордости: забавные малыши превратились в прилежных школьников и студентов. На мой вопрос о личных качествах воспитателя, позволяющих добиться расположения детей, их уважения и признания, отвечает: хороший педагог всегда тот, кто одинаково любит всех детей, а не одного-двух любимчиков. И добавляет, что воспитатель обязательно должен быть справедливым и терпеливым.
С ней соглашается и Анна Сугакова. Молодой педагог отмечает, что чувствует себя второй мамой для ребятишек. «Всех их надо обнять, пожалеть, иногда пожурить — без этого никак. Но мы их любим всей душой», — говорит девушка. Еще в детстве она мечтала, что однажды зайдет в группу детского сада не в качестве воспитанницы, а в качестве воспитателя. И вот уже два года прошло с того момента, как ее заветная мечта сбылась.
Анна Юрьевна настолько воодушевлена работой, своими воспитанниками, что порой ей это даже немного мешает. «Мне нравится их искренность, их улыбки, то, как они увлеченно что-то изучают, узнают новое. Совсем не получается долго держать на них обиду, если вдруг напроказничают. Ребята этим, конечно, пользуются», — признается она. И все же девушка каждый день с радостью бежит на работу, учит малышей чему-то новому, подбирает к каждому собственный ключик. Для Анны Сугаковой это первая группа, которую ей предстоит довести до выпускного. Времени еще много, но уже сейчас она волнуется и переживает, как будет расставаться с родными уже ребятами.
Работа воспитателя всегда предполагает расставания. Пройдет всего пара лет, и сегодняшние малыши станут смышлеными первоклашками, а на их место придут новые мальчишки и девчонки. Но первые педагоги помнят всех своих воспитанников. И не важно, сколько их было за годы работы, потому что, по словам известного немецкого композитора и музыканта Карла Марии фон Вебера, воспитателем, как и художником, нужно родиться.