ВИЧ-инфекцию принято относить к болезням «поведения», и защитить детей от этого заболевания можно лишь одним способом — воспитав гармоничную личность, имеющую четкую жизненную позицию и обладающую навыками безопасной жизнедеятельности.
И ответственность за безопасное будущее наших детей лежит на нас, родителях!
Многие родители предпочитают в разговорах с ребенком избегать неудобных тем. Сначала они оправдывают это возрастом, прикрываясь известной формулировкой «подрастет — сам все узнает», а затем и вовсе перекладывают ответственность на образовательные учреждения, которые, по их мнению, обязаны обеспечить чадо подобной информацией и донести ее в нужной форме и в нужное время.
Но такой подход является в корне неправильным. Ваш ребенок — это ваша ответственность, и вы в полной мере должны обеспечить его безопасность. Зачем рассказывать ребенку о существовании ВИЧ? Если он будет знать об этой проблеме, понимать последствия и знать, как себя обезопасить, то менее вероятно, что он окажется в группе риска и подвергнется заражению.
Дошкольный возраст — золотое время для закладки фундамента доверия между детьми и родителями, формирования у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Основной принцип, которому необходимо следовать, обсуждая серьезные проблемы с детьми, — дозирование информации и предоставление ее в форме, доступной для понимания ребенка.
Расскажите, используя детский анатомический атлас, как устроен человеческий организм, для чего нужно питание, дыхание. С помощью рисунков и сказочных персонажей простыми словами, не детализируя, объясните правила личной гигиены, приучите ребенка к аккуратности: мойте руки и приучайте к этому ребенка с раннего возраста; чистите зубы ребенку, а затем приучите к этому его самого. Приучите его к физическим упражнениям.
Замечательно, если ваш ребенок-школьник настойчиво требует от вас разъяснений по поводу увиденного по телевизору или прочитанного в журнале. Не уходите от ответа и не переводите разговор на другую тему!
Школьнику нужны конкретные ответы на вопросы, и он уже в состоянии их понять.
Расскажите, что знаете сами, избегая сложной и непонятной терминологии, так как неизвестные слова и термины могут стать причиной тревоги и страхов у ребенка.
Наиболее простой и эффективный способ ведения беседы на «сложные темы» — обсуждение каких-либо конкретных материалов: книг, статей, мультфильмов, документальных фильмов. Разъясните то, что ребенку непонятно, попросите его сформулировать свое отношение к теме, придумать варианты решения проблемы.
Помните: ничто так не объединяет семью, как совместная деятельность, сопровождаемая откровенными и доверительными разговорами!
Инициируя общение, придерживайтесь некоторых правил: никогда не разговаривайте в назидательном тоне; беседуйте на равных; обсуждая проблему, позволяйте ребенку самому сделать выводы и принять решение.
Несколько советов родителям
Одного разговора недостаточно. Со временем ребенок забудет или начнет путать полученную информацию. Нужно возвращаться к теме снова и снова, дабы понять, что помнит ребенок (если еще помнит).
Слушайте, что говорит ребенок. Например, если ребенок задает вам вопрос о сексе или названии наркотика, то лучше в первую очередь спросить, что он сам думает об этом. Это поможет вам оценить уровень знаний ребенка и подобрать оптимальный ответ.
Повышайте самооценку своего ребенка. Неважно, какой уровень знаний у ребенка, отсутствие уважения к себе приведет к тому, что юноша не посмеет отказаться попробовать наркотик в компании, а девушка согласится на секс без презерватива, лишь бы не потерять расположение парня.
Научите ребенка говорить «нет». Проиграйте с ребенком ситуации, когда он должен отказать в чем-то друзьям: например, если приятель предложит ему попробовать алкоголь. Обсудите с ребенком, чем настоящие друзья отличаются от ненастоящих и что хороший друг не будет уговаривать сделать что-то опасное.
Ольга Придатько, специалист по социальной работе ЦСПСиД «Веста»