Пусть меня научат
Программа развития инженерного образования в СОШ №2 работает уже три года, и КБ — первая серьезная ступень развития научно-технического творчества, что называется, не отходя от парты. Это своеобразное инженерное пространство, в котором становятся возможными проведение исследований, разработка соответствующих технологий и передача их в производство. Главная цель такого школьного объединения — создать благоприятные условия для развития инженерного мышления, раскрыть технические способности и таланты, помочь ребятам определиться с выбором будущей профессии.
Обучение в школьном КБ трехуровневое: на технологическом занимаются учащиеся 6-7-х классов, исследовательский предназначен 8-9-классникам, проектный — выпускникам. Для ребят подготовлена специальная программа курсов. К примеру, ученики начального уровня дополнительно изучают 3D-моделирование, технологию, робототехнику, физику и черчение.
По мнению куратора инновационных направлений в образовательном учреждении Натальи Коротаевой, инженерное образование в школе движется по правильному принципу, недаром СОШ №2 является участницей проекта «Школьная лига РОСНАНО». «Система инженерного образования в стране подразумевает, что ребята из 6-7-х классов учатся работать своими руками: что-то собирают, выжигают, конструируют, моделируют, — объясняет Наталья Вячеславовна. — Восьми- и девятиклассники погружаются в исследовательскую деятельность: учатся писать собственные проекты, работают над решением поставленных задач. А вот выпускники аккумулируют все знания, умения и в итоге разрабатывают и воплощают в жизнь свои проекты».
Таким образом школьники получают возможность определиться с дальнейшим профилем своего обучения — многие изобретатели-девятиклассники выберут для себя технологическое направление. При этом инженерное творчество ребят не ограничивается школьными стенами. Старшеклассники активно взаимодействуют с Нефтеюганским политехническим колледжем. Кураторы КБ привлекают и дополнительные научные ресурсы для воплощения творческих изобретательских и исследовательских идей, среди них — детский технопарк «Кванториум», Центр молодежных инициатив, образовательная платформа Stenford.
Конструкторское бюро открыто и для сотрудничества с предпринимателями Нефтеюганска. «Взаимодействие с предприятиями инженерной направленности выстроить пока сложно, — признается Наталья Коротаева. — Мы представляет это так: предприниматели нефтяной отрасли или, к примеру, IT дают нашим ребятам конкретные задания на разработку проектов и курируют их деятельность. Ребята смотрят на мир широко раскрытыми глазами, их фантазия безгранична. От такого взаимодействия выиграли бы и мы, и бизнес».
Действительно, сегодня школьники способны создавать абсолютно инновационные вещи и в своем юном возрасте быть полезными как научному, так и бизнес-сообществу. Достаточно вспомнить историю московского семиклассника Димы Резникова, который изобрел специальную зубную щетку для космонавтов. Уникальность щетки в том, что для нее не нужна вода, чьи запасы в космических полетах ограничены, а управление процессом подачи и удаления пасты производится с помощью трех кнопок. Российские космонавты идею оценили.
Кураторы КБ признаются: поначалу думали, что в школьное объединение попадут лишь математики-отличники. Но когда процесс набора юных инженеров стал подходить к концу, поняли: команда формируется из разных ребят. «Все сотрудники нашего бюро — абсолютно разные и непохожие друг на друга, — отмечают педагоги. — Есть и такие ребята, которые, дабы облегчить себе труд, готовы разработать самую невероятную вещь».
В КБ ребята учатся решать задачи, которые не входят в основную школьную программу. На занятиях юные инженеры с легкостью находят практическое применение своим теоретическим знаниям. «В таком процессе, при постоянном погружении дети проходят путь от ручного труда к решению слабоструктурированных задач. А это уже выход на рождение собственной идеи!» — подчеркивает идейный вдохновитель бюро учитель математики Ольга Бирюкова. Педагоги составили для школьников-изобретателей мотивирующую лестницу успеха: она позволяет увидеть рост ребят. Так, после защиты проекта на каждом этапе: непосредственно в бюро, на школьном уровне, общегородском, окружном и российском — учащиеся получают новую должность — от сотрудника бюро до инженера-конструктора.
Поехали!
На минувшей неделе в конструкторском бюро СОШ №2 состоялось общее заседание всех трех профилей. Старшеклассники получили новые темы для проектов. (Примечательно, что ребят интересуют инновационные разработки в нефтегазодобывающей отрасли и информационной безопасности.) Юным инженерам-восьмиклассникам предложили составить карту города, где будут отмечены все предприятия промышленной сферы. А вот изобретатели начального уровня, ученики 6-7-х классов, на заседании защитили уже готовую работу — запустили в космос ракету.
Самую ответственную миссию — создать космическую ракету — поручили семиклассникам Артуру Исламову и Владимиру Максимову. На сбор летательного аппарата у ребят было всего три дня. «Сначала это казалось сложным, — вспоминают мальчишки, — мы не знали, какую форму придать ракете, из чего ее смастерить. Но потом сообразили, как сделать лучше. Спасибо за помощь нашему куратору Елене Анатольевне».
Юные изобретатели легко делятся собственным секретом создания космической ракеты: покупаем твердотопливный двигатель, на 3D-принтере создаем головной обтекатель, основу и стабилизатор делаем из ватмана и пенопласта, а парашют для космонавта мастерим из целлофанового пакета — и 200-граммовая ракета к запуску готова. Но главное, по мнению ребят, не только смастерить летательный аппарат, но и быть готовым к любым ситуациям, продумать свои действия на несколько шагов вперед.
«У нас было два запуска ракеты, — признаются конструкторы. — Во время первого нас подвел аккумулятор, который разрядился невовремя. Больше таких промахов мы не допускали». Имитация запуска ракеты с космодрома получилась захватывающей, поддержать юных изобретателей пришли даже старшеклассники. Школьники-ракетостроители уверены: поодиночке они бы точно не справились. Зато теперь, получив почетное звание сотрудника конструкторского бюро, мальчишки готовы к новым победам.
В новых победах уверена и учитель физики, куратор КБ Елена Бухарова, под чьим руководством ребята и создали свою космическую ракету. «Конечно, инженерное мышление развивается и на уроках в рамках основной школьной программы, но именно на базе конструкторского бюро ребята могут непосредственно заниматься моделированием, изобретательской и проектной деятельностью. И это, несомненно, поможет им в выборе будущей профессии, — считает Елена Анатольевна. — Кто знает, возможно, нынешние шести- и семиклассники прославят нашу школу и весь Нефтеюганск своими открытиями и изобретениями!»
Вместе с семиклассниками Артуром и Владимиром статус «Сотрудник бюро» получили также ребята, собиравшие роботов-помощников, которые подвозили к космодрому у второй школы космонавтов и топливо. Собирать умных помощников школьники научились на занятиях робототехникой. Следующий шаг на лестнице успеха семиклассников — стать исследователями КБ. А в мечтах — дорасти до инженеров-конструкторов, что является высшей ступенью в бюро.
У нового школьного объединения, как и у его учеников, безусловно, великое будущее. Руководители КБ уверены: выпускники обязательно станут настоящими профессионалами, способными принимать взвешенные решения в любых, даже затруднительных ситуациях. Станут ли все они инженерами и конструкторами? Время покажет. Одно ясно точно: первый десятисекундный полет космической ракеты над родной школой доказал ребятам, что будущее в их руках!