— Год, слава Богу, был благополучным. Задача Церкви — просить мира и согласия. И мы молимся о мире во всем мире и в стране нашей богохранимой. Это самое главное — мир, понимание, отсутствие междоусобицы. И Господь дает нам это по молитвам и трудам. Каждый день в нашем храме совершаются службы, возносятся прошения Господу о Его всесильной помощи, о здравии близких, родных.
2019-й был полон различных интересных и важных событий. Это и празд¬ничные мероприятия в честь Рождества Христова и Пасхи, и Кирилло-Мефодиевские юношеские чтения на тему «Славянский мир: традиции взаимодействия и взгляд в будущее», и Рождественские образовательные чтения на тему «Великая Победа: наследие и наследники». А еще фестивали «Пасха Красная», «Димитриевская суббота», акция «Свеча жизни», встречи с учащимися и их родителями, иные мероприятия.
Идет возведение храмов в 11А и 11В микрорайонах, на кладбище, в поселке Сингапае. Горожане с нетерпением ждут завершения строительства. Надеемся, что в 2020-м все эти храмы будут введены в эксплуатацию.
Особые события для нас — приезды в Нефтеюганск митрополита Ханты-Мансийского и Сургутского Павла. Владыка неустанно печется о вверенной ему пастве, посещает строящиеся храмы, возносит свои архипастырские молитвы ко Господу.
— В 2020 году исполняется 30 лет Вашего служения в священном сане на Югорской земле, в том числе в качестве благочинного Ханты-Мансийского благочиния.
С самого начала под Вашим руководством в нефтеюганском приходе была взята очень высокая планка работы. За сравнительно короткий период построены великолепные храмы, дом милосердия. Дети учатся в воскресной школе, православной гимназии. Налажено эффективное социальное служение. Всего не перечислить. Режим работы благочиния очень насыщенный, результаты деятельности приводят многих в изумление. Даже Патриарх Московский и всея Руси Алексий II был восхищен выступлением наших детей в Москве на фестивале «Пасха Красная» в 1999 году.
В чем корни этой ревности? Что двигало Вами все это время? Какие самые яркие воспоминания остались у Вас?
— Отдавать Богу только лучшее — это заложено с детства. Я вырос на Хмельниччине, в верующей семье, но не помышлял стать священником. Это большая ответственность и очень высокое служение. Однако в душе всегда жила вера. Даже в армии (служил я в Германии, в составе группы войск) носил спрятанную в петличке крохотную иконочку Воскресения Христова, которой меня благословила мама.
После армейской службы уехал на север. Трудился в Мостострое, в Сургуте, работать было интересно. Появилась семья. В отпуск мы обязательно ездили в лавры: Киево-Печерскую, Почаевскую, Троице-Сергиеву, в Корецкий монастырь и другие святые места. Мы искали Господа, и когда получили благословение старцев, сомневаться не пришлось.
Меня рукоположили в 33 года, на Пасху, 18 апреля в Тобольске. Было прохладно. Во время крестного хода я нес аналойную икону, а когда повернул ее, чтобы поправить, меня ослепил свет: я увидел, что держу в своих руках икону Воскресения Христова. Тот же образ, что был со мною в Германии, только икона больше. Это, несомненно, промысел Божий. По благословению архиепископа Тобольского и Тюменского Антония был назначен на служение в Нефтеюганск.
Возрождение веры в Нефтеюганске начиналось нелегко. Несколько верующих женщин зарегистрировали православную общину в 1988 году, купили балок в 11 микрорайоне, переделали его под храм в честь священномученика и целителя Пантелеимона. Служили приезжие батюшки, но нефтеюганцы просили постоянного священника. Так я оказался здесь.
На первых порах все было очень непросто. Даже слышались упреки от горожан, мол, чего мы сюда пойдем: храм не храм — домик, в домике ничего нет. А мы понимали: духовное рождение происходит именно в прос¬тоте, бедности. Понимали и другое: за каждым православным богослужением сходит Благодатный огонь, как на Гробе Господнем, — во всех православных храмах. Но людям иногда нужны помпезность, величие. Отсюда и упреки: у вас же в храме ничего нет.
Действительно, не было почти ничего. Лишь бумажные иконочки, переписанные тексты молитв, тропарей, молитвословий, вазелиновое масло в простеньких лампадках… И всему приходилось учиться, что называется, на ходу; учиться самому и учить людей. Учить их читать на церковнославянском языке, петь, разбираться в образах на иконах. Даже правильно креститься, кланяться люди не умели, не знали, как вести себя в храме. А еще нужно было охранять храм, вести большую хозяйственную работу…
Народ тянулся к вере, многие желали креститься. Руководители предприятий поначалу относились настороженно, но редко когда отказывали в наших просьбах. Многие из них и из членов их семей впо¬следствии крестились.
Вскоре нам передали деревянный домик во 2 микрорайоне. В половине его не было ни окон, ни дверей, он был почти разрушен. Требовалось восстанавливать строение, переделывать под храм. Многое приходилось делать самому, так как из помощников были одни женщины. Но затем появились и помощники-мужчины.
Я посещал монастыри, лавры и, бывая в них, чудом сохранившихся во время гонений на веру, подходил к иконам, ставил свечи и говорил: Господи, если бы нам в Нефтеюганске одну такую написанную икону, я бы день и ночь служил молебны, и мне больше ничего не надо… Было обидно, что этого нет на севере. Были и «ревность по Бозе», и желание, чтобы и здесь были храмы, радость и торжест¬во молитвы. Чтобы люди были достойны этого и здесь теплилась молитва. И Господь наши желания не только благословил, но и послал нам в храм столько икон, святынь!
Я понимал, что был длительный период гонений на веру; и дабы вернулась та духовность и нравственность, какие мы имели тогда, до революции, понадобится немало лет для восстановления. Но если Господь поставил, то Он и спросит. Надо было и воскресную школу, и гимназию открывать — приобщать к вере взрослых и детей. И много чего надо было успевать!
В 1997 году в Нефтеюганске появился красивый каменный храм в честь Святого Духа, первый в Ханты-Мансийском автономном округе. А за ним и другой — в честь Почаевской иконы Божией Матери, с комплексом помещений для воскресной школы, трапезной. Потом третий храм — в честь Всех Святых, четвертый — в честь прп. Сергия Радонежского (на скиту). Это все видимые знаки Божьего благоволения к нам, Его милость. И когда входишь в храм, видишь святые образа, а с них смотрят на нас небожители, Сам Господь, Матерь Божия, ангелы и все святые, — посылается такое умиротворение на каждую душу человеческую. И это то духовное богатство, которое у нас есть.
За эти годы много чего было: и сложные переживания, и слезные молитвы… Все давалось тяжелым трудом, но вера людей, их молитвы, терпение и труды делали свое дело. Был и такой случай: в 1992-1993 годах приехавшие из столицы «представители криминальных структур» зашли в храм и спросили: «Есть золото?» — «Есть. То, что дороже золота и бриллиантов, величайшая святыня». И я вынес им из алтаря Евангелие — прос¬тую книжечку без оклада, напрестольное, маленькое, которое каждый христианин держит дома. Они так удивленно посмотрели… Не понимали, что каждое слово Евангелия — самое ценное для души и вечности.
Сегодня есть и Евангелие, и книги, из коих мы, как из источника, черпаем целебную воду, видим и слышим Слово Божие. И имеем возможность принести покаяние. Ведь покаяние — остановка передачи накопленного негатива другим поколениям. Рано или поздно этот негатив выплескивается в общество, особенно в Интернете.
Церковь ведет большое социальное служение. Что касается высокой оценки творчества наших детей Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, восхищались ими и греческий, и словацкий митрополиты, и другие архипастыри из различных регионов нашей страны. И конечно, жители города и района, которых наши дети радуют своими выступлениями на Рождество и Пасху.
— За годы Вашего служения в приходе воспитано немало молодых священников. Многие трудятся в различных регионах страны и тепло вспоминают годы служения в Нефтеюганске. Как строится Ваша школа воспитания?
Один священник, вспоминая свои молодые годы, сказал: «Все мы обычные люди, мы делали ошибки. Но у нас был образец для подражания, с которым мы постоянно сверяли свои поступки, и нам был очень неуютно, если мы не оправдывали его надежд. Это глубоко церковный человек, человек очень строгой жизни. Планка была слишком высока, и все, что не доставало до нее, становилось поводом для серьезного разговора с духовником. Мы мечтали видеть себя как православный духовный спецназ, для которого нет задач невыполнимых. Было куда расти, стремиться, благо поводов для самосовершенствования было предостаточно. Главное — у нашего идеала была готовность к служению Церкви — в том месте, в том качестве и в то время, в которое потребуется!»
Как Вы считаете, эти высокие слова по-прежнему актуальны?
— Да. Все начинается с детства. Дети очень проницательны и все хорошо понимают. Если с ними серьезно, у них рождается искреннее желание участвовать во всех делах прихода. На протяжении многих лет они ездят в паломнические поездки в лавры, монастыри, напитываются благодатью. И к моменту окончания школы или гимназии у некоторых созревает желание продолжить учебу в духовных семинариях. Имея фундаментальное богословское образование, они получают и второе высшее — педагогическое.
За прошедшие годы наш приход стал поистине кузницей кадров священнослужителей не только в России, но и за границей. Назову несколько стран: Новая Зеландия, Греция, Израиль. Молодые высокообразованные священники трудятся в Нефтеюган¬ском благочинии. Прихожане чувствуют их глубокую убежденность, видят в них путеводителей к жизни доброй, справедливой и жертвенной.
— Сегодня в России, и в частности в Нефтеюганске, проживает большое число крещеных людей, принадлежащих к православной культурной традиции, но далеких от правильного представления о Боге, о Евангелии, о жизни по заповедям Христа. В своих проповедях Вы без устали напоминаете, что «человеку, его душе, как воздух, нужна молитва, поддержка Божия, как дыхание жизни». Как привести в храм этих людей, которые еще не познали красоту православия, не избавились от суеверий, предрассудков, неверного восприятия вероучительных и нравственных истин христианства?
— У каждого своя дорога к храму. В приходе ведется большая работа по катехизации (просвещению) людей, организованы соответствующие курсы, действует воскресная школа.
— Что можно противопоставить деструктивным тенденциям в молодежной среде?
— Я верю в одаренность нашего народа. Все мы знаем об утечке мозгов за границу, но одаренных людей в России не становится меньше. Сколько воду из колодца ни бери, она прибывает и все такая же свежая и вкусная. Молодым людям трудно сразу разобраться в вопросах веры, у каждого свой путь к Богу и собственные сроки. Мы же видим, что достижений у молодых много. Не думаю, что они нас опозорят, подведут, у них все нормально.
Да, сегодня молодежь надевает маску уныния, это модно, как говорят — тренд. На самом деле не всегда они в депрессии. А война против наших душ ведется не переставая. И будет вестись, пока мир существует. Для этого и дана свободная воля человеку. Что делать? Надо идти с Богом, и никто нас не собьет.
— Ваши пожелания и напутствия читателям нашей газеты.
— Все празднуют Рождество Христово и знают, для чего Господь пришел в мир — принести Благую Весть. Мы можем печалиться, сами себя обманывать. Но Господь принес Свет, чтобы знали: Он с нами до скончания века. Желаю самого лучшего, и прежде всего спасения души. Чтобы были здоровы, чтобы фильтровали информацию: что полезно, что нет, и всякое лукавство отбрасывали в сторону. Чтобы Богомладенец вошел в душу и устроил там храм Бога Живого. Чтобы нам стать вместилищем Духа Святого.
Поздравляя с Рождеством Христовым, желаю, чтобы каждый из нас, проходя свой путь спасения, твердо верил, что Господь дает нам все возможности пройти этот путь. Чтобы каждый четко сознавал, что любовь Божия безмерна и что Господь каждому человеку «хочет спастись и в познание истины прийти». От нас требуются лишь усилие и вера.