Несмотря на то что родители осознают необходимость подготовки детей к школе, на практике часто приходится сталкиваться с тем, что дети идут в школу неподготовленными или недостаточно готовыми.
По данным статистики, 20% первоклашек не готовы к обучению в школе, 40% не могут правильно организовать свою учебную деятельность, 15% испытывают затруднения при контакте со сверстниками. Если задуматься, это очень большие цифры. Именно такие дети с первой минуты требуют особого внимания учителя. И если их вовремя не поддержать, родителям придется приложить максимум усилий и привлечь специалистов, чтобы изменить ситуацию к лучшему.
Рассмотрим основные причины неготовности детей к школе.
Биологическая незрелость ребенка
Это различные отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребенка: снижение темпов развития, задержка формирования отдельных функций, слабое здоровье. Не секрет, что на сегодняшний день в ряде школ только 10% детей можно считать (условно) абсолютно здоровыми. Наиболее распространенные заболевания ребят, поступающих в первый класс, — невралгия, легочные и кардиологические болезни, отставание в психофизическом развитии. 20% первоклассников рекомендован зрительный режим.
Непосещение или несистематическое посещение детского сада
Систематические групповые и индивидуальные занятия в детском саду приобщают ребенка к разным видам деятельности, постепенно и планомерно совершенствуют восприятие и мышление, облегчают переход к роли школьника, к планомерному и обязательному обучению. У дошкольника вырабатывается привычка заниматься в определенное время, выполнять требования взрослых.
Низкий педагогический уровень родителей
Такие родители больше заботятся о материальном обеспечении детей, не готовят их к школе, систематическим учебным занятиям. В подобных семьях нет интереса к чтению книг, родители не развивают речь ребенка, не работают над произношением, не воспитывают готовность к труду, трудолюбие.
Педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях
Неблагополучные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций приводят к снижению уровня развития ребенка.
Согласитесь, прежде чем приступить к обучению, необходимо к нему подготовиться. 80% интеллекта формируется до восьми лет. Поэтому на вопрос родителей, сколько времени требуется, чтобы подготовить ребенка к школе, ответим: несколько лет, ведь подготовка к школе продолжается в течение всего периода дошкольного детства.
Но лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать, поэтому к вопросу подготовки следует подходить осторожно.
Выделяют три основных направления подготовки к школе:
1. Обучение определенным навыкам, таким как чтение, счет или письмо.
2. Развитие общей способности учиться (например, подготовка руки к письму или развитие мышления).
3. Моральная, или психологическая подготовка (формирование учебной мотивации, позитивного образа школы и себя как школьника).
На вопрос, готов ли ребенок к школе, многие родители с достоинством отвечают: конечно! Он прекрасно считает до 100, умеет писать и читает большие тексты. Речь идет о педагогической готовности. Но родители должны знать, что умение читать, писать, считать в объеме первого класса только на первых порах спасает ребенка и не определяет успешности его дальнейшего обучения.
Между тем психологическая готовность к школе — более многогранное понятие, сформированность которого во многом определяет успешность обучения ребенка. Основными показателями психологической готовности к обучению являются:
— зрелость психических процессов (определенный уровень развития восприятия, мышления, внимания, памяти и др.);
— эмоциональная готовность (наличие у ребенка желания познавать новое, эмоциональная устойчивость, отсутствие импульсивности);
— наличие волевой регуляции поведения (умение подчиняться требованиям);
— сформированность навыков общения (умение адаптироваться в коллективе сверстников, строить новые взаимоотношения со взрослыми).
Как может родитель сам определить психологическую готовность ребенка к школе? В настоящее время много различных проверочных (тестовых) методик, цель которых — установление уровня готовности детей к школьному обучению. В книгах Л.Ф.Тихомировой, А.В.Басова «Развитие логического мышления детей», Л.А.Венгер, А.Л.Венгер «Готов ли ваш ребенок к школе» представлены диагностические задания для определения психологической готовности ребенка к школе.
Кроме того, родители могут обратиться к психологу детского сада, который проведет диагностику ребенка. Эта процедура бывает различной — в зависимости от того, в каких условиях работает психолог. Самым благоприятным временем для диагностики считаются апрель и май. Как правило, обследования психолог проводит в присутствии родителей, чтобы исключить их опасения по поводу предвзятости или строгости специалиста.
Родители видят, какие задания предлагаются. Когда ребенок все выполнит, психолог даст комментарии и посоветует, как за оставшееся время лучше подготовить малыша к школе. В нашем городе специалисты часто используют диагностический комплекс, позволяющий определить готовность ребенка к школьному обучению, разработанный кандидатом психологических наук Л.А.Ясюковой совместно с институтом практической психологии «Иматон».
Если родители обнаружили проблемы, касающиеся психологической неготовности ребенка к учебе, следует обратиться к детскому психологу с целью проведения индивидуальных консультаций или включения ребенка в коррекционные группы по психологической подготовке к школе. Специалист подтвердит или опровергнет родительские опасения, подскажет, что делать дальше. Возможно, посоветует отложить учебу на год. Если вам категорически заявляют, что малыш к школе не готов, есть смысл прислушаться.
Сейчас существует большое количество литературы, помогающей родителям в вопросах подготовки к школе, а именно:
«Подготовка к школе» («Подготовка руки к письму». Тушканова О.И. Волгоград, 1993)
«Развитие логического мышления детей». Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Ярославль, 1996
«Я начинаю учиться» (выпуски 1, 2, 3)
«Развитие познавательных способностей детей». Тихомирова Л.Ф. Ярославль, 1996
Серия «Книги для талантливых детей и заботливых родителей»
«Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться». Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. М., 1994
Развивать познавательные способности ребенка (память, внимание, мышление, восприятие) и мелкую моторику рук помогут индивидуальные или групповые игры, посильный труд ребенка, работа с конструктором, ножницами, рисование.
Главное — не переусердствовать, организовывая занятия. Нельзя допускать и формального натаскивания дошкольников по предметам начальной школы. Это достаточно распространенная ошибка современных родителей. Не нужно заставлять ребенка, если он больше не желает заниматься. Занятия через силу или под угрозой приводят к тому, что потом ребенок вообще не хочет учиться.
Чтобы лучше понять особенности развития своего ребенка, постарайтесь ответить на следующие вопросы:
1. Умеет ли ребенок играть в сюжетно-ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами?
2. Есть ли у ребенка друзья?
3. Умеет ли ребенок вступать в разговор со старшими?
4. Умеет ли ребенок оценивать свои поступки?
5. Есть ли у ребенка любимые игры, книги, мультфильмы?
Разнообразие учебных заведений (гимназия, лицей, школа с углубленным изучением отдельных предметов, общеобразовательная школа) могут поставить родителей в тупик. При выборе типа образовательного учреждения руководствуйтесь прежде всего интересами ребенка, учитывайте психофизиологические, интеллектуальные способности и состояние его здоровья.
Готовиться к школе нужно заранее, лучше делать это постепенно, в течение всего дошкольного периода, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребенка, ни для вас. Желаем вам, уважаемые родители, здоровья, спокойствия, терпения, любви и мудрости!