Результаты работы программы «Сотрудничество» видны и выражаются в качественном росте благополучия жителей. Программа реально работает на интересы югорчан. Раскрываем этот вывод в нашем материале.
Что включает в себя «Сотрудничество»?
Любой экономист скажет, что каждый рубль должен иметь конкретный «выхлоп», пользу, прибыль. Применимо к программе «Сотрудничество» эффективность всех вложений выражается в следующем: за 2005-2017 годы 245 инфраструктурных проектов было реализовано в Югре в полном объеме и в разных территориях. Это значит, что каждый бюджетный рубль воплотился в конкретном объекте, оказанной социальной помощи или субсидии.
Все мероприятия программы распределены по восьми ключевым направлениям. Их общий объем финансирования за 12 лет составил 203,3 млрд. рублей. Например, на строительство и ремонт дорог регионального значения было выделено 79,4 млрд. рублей, на оказание специализированной медицинской помощи в областных центрах — 24,6 млрд. рублей, на социальную поддержку отдельных категорий граждан — 10,6 млрд. рублей. Для сравнения: в России есть регионы, где в 2018 году доходы бюджета окажутся менее 10 млрд. рублей.
Рисунок 1. Финансирование программы «Сотрудничество»
Программа «Сотрудничество» впервые была принята и подписана губернаторами Тюменской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Подписи на документе, создавшем условия для будущих побед в экономике и социальной сфере, поставили Сергей Собянин, Юрий Неёлов и Александр Филипенко. Документ начал работать в 2005 году. Ощутимые результаты он приносит и в наши дни.
За 13 лет действия программы введено в эксплуатацию 190 объектов общей стоимостью 132,8 млрд. рублей. В их числе пять школ и 34 детских сада. Благодаря «Сотрудничеству» построено и реконструировано 813 километров дорог. Социальная составляющая программы «Сотрудничество» — главный приоритет. Мероприятия в «социалке» реализуются в первоочередном порядке. Так, за все время действия программы 4057 семей получили жилищные субсидии, специализированная медицинская помощь оказана более чем 34 тысячам жителей. Ежегодно доплату к пенсиям получали от 3500 до 6800 граждан пожилого возраста. Было оздоровлено свыше семи тысяч детей.
В 2005 году по программе в Югре было построено восемь автомобильных дорог. Вообще за все время действия «Сотрудничества» проложены десятки километров дорог, по которым сегодня можно ездить, с одной стороны, быстро, с другой — безопасно. К слову, если еще три-четыре года назад жители округа тратили на дорогу от Сургута до Тюмени 15-17 часов, то теперь — 10-12 часов. Отремонтированный участок трассы Салым — Уват сегодня напоминает дорожное полотно европейской страны. Благодаря программе «Сотрудничество» наша северная дорога сейчас одна из лучших в России. И таких дорог за время реализации программы с каждым годом становится все больше.
Цифры и факты, согласитесь, говорят сами за себя. При этом главный вывод: программа не выстраивается вокруг одного направления, а включает, по сути, весь социально-экономический блок. Именно поэтому эксперты, общественники смело говорят о том, что «Сотрудничество» — основной экономический инструмент партнерства регионов Тюменской области. Он позволяет в интересах жителей эффективно решать многие вопросы социально-экономического развития.
В 2013 году — 28 объектов, в том числе четыре детских сада в Сургуте, школа в Ханты-Мансийске, второй этап Центра зимних видов спорта, МФЦ в четырех муниципалитетах, строительство и ремонт семи магистралей. Возведение 26 объектов было профинансировано в 2016 году.
Рисунок 2. Возведение объектов по годам
Строительство объектов будущего и социальные гарантии
В 2017 году в рамках программы введены в эксплуатацию 13 объектов. В их числе участковая больница в селе Полноват Белоярского района, школа — детский сад в Ханты-Мансийске, автомобильная дорога Советский — Ловинское месторождение (III пусковой комплекс дороги), автомобильная дорога Югорск — Советский — Верхний Казым — Надым. Добавлю, что на последнем объекте велось строительство двух мостов.
По программе приобретены четыре объекта для размещения учреждений дошкольного образования на 468 мест. Они расположены в Сургуте, Ханты-Мансийске и Сургутском районе. Кроме того, приобретены объекты культурного и социального назначения, физической культуры. В общем, тренд на создание инфраструктурных зданий и сооружений в ходе реализации программы сохранен в 2017 году полностью.
Особое внимание уделено оказанию адресной социальной поддержки различным категориям жителей. Программа решает ряд важных вопросов, связанных с дополнительными материальными выплатами и со льготами для жителей автономных округов, переехавших на постоянное место жительства в Тюменскую область. Так, по итогам 2017 года свыше 6800 пенсионеров автономного округа, проживающих в настоящее время в Тюменской области, получили доплаты к пенсиям. Более чем 8000 пенсионерам, проживающим на юге Тюменской области, произведена единовременная выплата материальной помощи к праздничным датам Югры.
По программе организован отдых и оздоровление 278 детей в возрасте от трех до 17 лет; выплачены субсидии 850 многодетным семьям, имеющим трех и более детей, на обеспечение жилыми помещениями на территории Югры взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно. Впервые за счет средств «Сотрудничества» 922 семьям предоставлены субсидии по программе ликвидации и расселения приспособленных для проживания строений, созданных в период освоения северных территорий. Кроме того, выплаты получили 367 молодых семей.
Еще один важный момент, учтенный в «Сотрудничестве», — это субсидирование пассажирских перевозок между городами и районными центрами Югры и Тюменью. Мера поддержки позволила уменьшить стоимость билетов на внутренний водный транспорт в среднем на 64,2%. По авиаперевозкам снижение составило 51,7%.
Что в итоге получилось? Сегодня самолеты из Сургута в Тюмень летают дважды в день, а стоимость билета едва превышает пять тысяч рублей. Перелет из Ханты-Мансийска в областной центр обходится и того меньше — всего в три с половиной тысячи рублей. Если бы не дотации из программы «Сотрудничество» на внутрирегиональные рейсы, цена на билет от Сургута до Тюмени могла бы вырасти до десяти и более тысяч рублей. А это недопустимо и не в интересах жителей.
Далее. Компенсация расходов на востребованные автобусные и речные перевозки обеспечила доступность этих видов транспорта для населения региона. Сегодня на внутрирегиональных рейсах новые комфортабельные автобусы, а билет от Ханты-Мансийска до Сургута стоит всего 1019 рублей. До Нефтеюганска и того меньше — всего 690 рублей. Представьте, что у нас нет программы «Сотрудничество». В таком случае цены составили бы от 1500 до 2000 рублей.
Еще существеннее разница цен на водном транспорте. К примеру, билет на «Метеор» от столицы Югры до Горноправдинска стоит всего 833 рубля, до Елизарово — 411 рублей. Если бы не субсидирование из «Сотрудничества», эти цены оказались бы выше в три раза.
Приоритеты ближайших лет
Фундамент программы, выстраиваемый все эти годы, сохранен, как и главные направления. Среди них — социальная сфера, возведение масштабных инфраструктурных объектов, строительство дорог.
В центре внимания по-прежнему оказание социальной помощи жителям. На эти цели запланированы средства в объеме более чем 3,5 млрд. рублей. Это позволит предоставить социальные выплаты ориентировочно 954 многодетным семьям, ликвидировать 445 приспособленных для проживания строений, обеспечить выплатами 918 молодых семей и 35 семей из числа коренных малочисленных народов Севера.
В 2018 году продолжится строительство ряда социально важных объектов. Ожидается ввод в эксплуатацию авторечвокзала в поселке Березово, завершение реконструкции автомобильной дороги Сургут — Лянтор. Кроме того, продолжается возведение центральной больницы в Нижневартовске, строительство ряда магистралей. В частности, речь идет об участке трассы Октябрьское — Горнореченск (Октябрьское — Большие Леуши) и о дороге Коммунистический — Унъюган. Ввод в эксплуатацию дорожных объектов запланирован на 2019-2020 годы.
Сохранится субсидирование пассажирских перевозок воздушным и водным транспортом. Снижение стоимости билетов ожидается соответственно на уровне 50 и 60%. Это очень правильно. Для большинства территорий, расположенных в приречных районах удаленных от магистралей рек, водный транспорт в навигационный период — преобладающий либо единственный вид транспортного сообщения. Безусловно, все социально значимые маршруты будут обеспечены мерами поддержки.
Если посмотреть на статистику, можно увидеть, что большая часть крупных проектов по различным направлениям реализована в Югре. По программе мы прокладываем километры новых дорог, открываем современные школы и детские сады, вводим в эксплуатацию социальные объекты. «Сотрудничество» — это командная и эффективная работа в интересах югорчан.
2008 год: в Нефтеюганске были открыты мостовой переход через протоку Юганская Обь на автомобильной дороге Тюмень — Ханты-Мансийск и тоннель. Длина моста составляет 873,96 м, длина путепровода тоннельного типа — 13 м. Пропускная способность нового моста была рассчитана на 20 000 единиц автотранспорта в сутки, что почти в два раза (!) превышало пропускную способность уже существовавшего перехода.
2013 год: двери распахнул специальный дом для одиноких престарелых граждан в 11 микрорайоне. Учреждение рассчитано на проживание 100 человек — граждан пожилого возраста и тех, кто по тем или иным причинам не имеет конкретного места проживания. В здании расположены 74 квартиры, которые оснащены оптимальными наборами техники и мебели. Для одиноких стариков оборудованы однокомнатные квартиры, а для пожилых пар — двухкомнатные.
2014 год: в 11Б микрорайоне открылось новое здание профессионального училища — Нефтеюганского политехнического колледжа — с общежитием на 224 места. Среди профессий и специальностей, которые преподают в колледже, немало рабочих. Здесь учатся будущие мастера слесарных и стекольных работ, дефектоскописты, нефтяники, повара и лаборанты.