Глядя на эту супружескую пару, трудно представить, какие испытания ей пришлось преодолеть в далекие 1950-е. Для того чтобы из бездорожного таежного поселка вырос красивый город с развитой инфраструктурой, высокими многоэтажными домами, брусчатой площадью с фонтаном и живописной набережной.
66 лет назад с Братской гидроэлектростанции в Иркутской области заядлого охотника и рыбака Ивана Соломко друзья переманили на север, куда он и приехал вместе с женой и двумя маленькими детьми. Устроился в Усть-Балыкскую нефтеразведочную экспедицию, купил балок на Юбилейной улице (сейчас там находится детская музыкальная школа. — Прим. автора), стали обживаться.
«Первое время пришлось жить среди условно осужденных, отбывавших свой срок в непростых климатических условиях. К слову, это были вежливые и приветливые люди. Наряду со строителями и геологами они тоже возводили город, — вспоминает Татьяна Михайловна. — Жили мы дружно, как одна большая семья. Все старались помочь друг другу, выручить. О добродушии северян узнали и на Большой земле. Про нас говорили: сибиряки — особый, дружный народ».
Однако, признается наша героиня, несмотря на теплоту здешнего населения, ее все же испугали отсутствие цивилизации, клопы, комары да вязкие болота. «Потерпим до весны и уедем отсюда», — сказала тогда молодая супруга.
В ту пору болота здесь были везде. По доскам в три ряда, под которыми была грязная жижа, изо дня в день семья Соломко и еще сотни молодых первопроходцев с детьми ходили на работу, в школу и в единственный магазин, располагавшийся на знаменитом Пятачке. Трехлетнего сына наших героев несколько раз даже вытаскивали из нефтеюганского болота!
Но по-настоящему страшно было зимой 1969-го, когда температура опустилась до минус 58 градусов, а во всем микрорайоне перемерзло отопление.
«У нас была кошка. Так вот, когда мы второпях собирались уходить из холодной квартиры, она подбежала, встала на задние лапки и потянулась ко мне, будто хотела сказать: «Возьмите и меня!» Я ее спрятала в своей шубе, и кошка ни разу не попыталась вырваться и даже не мяукала. Таких холодов и животные боялись, — рассказывает Татьяна Михайловна. — Пока восстанавливали отопление, две недели мы жили у знакомых, а потом долго отмывали квартиру, покрытую сажей».
«Зато и плюсы были: тараканы вымерзли», — смеется супруг. Иван Григорьевич (ветеран труда, обладатель медалей «За трудовую доблесть», знака «Отличник нефтяной промышленности», орденов Трудовой Славы II и III степени) вспоминает, как остался один с детьми. Жена, сотрудница снабжения, уехала в командировку, а в балке было так много клопов и комаров — никак не вытравить.
«В то время у нас существовала лаборатория по борьбе с гнусом, где мне и подсказали купить специальный порошок и, разведя его водой, обработать помещение. Все это я сделал — насекомые исчезли. Потом тем же порошком опрыскивали с самолета город. Заметьте, в Нефтеюганске до сих пор почти нет комаров. А раньше они висели сетками в тайге», — говорит старожил.
Наследие четы Соломко — двое детей, шесть внуков и правнук. Кстати, сын и внук продолжили семейную нефтяную династию. А секрет 60-летнего супружеского счастья Татьяны Михайловны и Ивана Григорьевича прост: дорожить друг другом и не обращать внимания на ошибки.
По словам главного специалиста отдела по делам архивов Людмилы Клюцковской, столь уважаемых людей они пригласили к себе в гости впервые. Чтобы те поделились своими бесценными воспоминаниями, а молодежь увидела героев, чьим трудом создавалась история города.
Десятиклассницу из школы № 8 и волонтера Яну Гайниахметову впечатлила эта встреча. Признается, что, если бы и ее сейчас пригласили возводить поселок, она бы согласилась не раздумывая. После учебы девушка планирует поступить в педагогический институт, стать учителем химии и обязательно вернуться в родной Нефтеюганск. Возможно, и она когда-то будет рассказывать о своем личном вкладе в историю города. Но уже другому поколению нефтеюганцев.