Во многих образовательных учреждениях Нефтеюганска есть музеи различной направленности. В них собраны экспонаты, повествующие об истории города, страны, о военных годах. Каждый месяц на страницах нашей газеты мы будем рассказывать об этих храмах истории. И первой в рубрике «Я поведу тебя в музей» будет публикация о Школьном музее «Боевой славы» имени Николая Ивановича Кузнецова СОШ № 3.
Прогуливаясь по главному коридору первого этажа школы, невозможно не заметить среди множества дверей одну, особенную. Слева от этой двери можно увидеть мемориальную доску, посвященную памяти ветерана Великой Отечественной войны Анатолия Ивасенко. Справа — бронзовые портреты пятерых выпускников школы, погибших в Чечне, Афганистане и Южной Осетии. А за дверью не просто комната или учебный класс, а целый мир, рассказывающий о подвигах тех, кто воевал за Родину.
В сентябре 1984 года на торжественной линейке состоялось открытие зала боевой славы «В боях отстояли отчизну свою». Этот зал был полностью посвящен легендарному разведчику Николаю Кузнецову.
«Как только наша школа открылась, комсомольским группам дали задание: собрать материал о герое войны, а потом на комсомольском собрании его представить. И 10Б подготовил интересный материал о Кузнецове. Всем ребятам нашей школы понравился этот герой, и мы решили открыть зал боевой славы, посвященный ему», — вспоминает Юлия Хисамова, руководитель музея.
Вместе с Юлией Дмитриевной ребята ездили на родину Николая Ивановича. Побывали в деревне Зырянка, где он родился, посидели за его партой в школе, встретились с его одноклассницей Софьей Брусковой, а затем отправились в Талицу, где он окончил Лесотехникум. Ездили и в Екатеринбург, там герой войны трудился на Уралмашзаводе. Материал, собранный во время поездок, положил основу будущего музея.
К слову, трансформация зала боевой славы в полноценный музей проходила постепенно. И уже в 2005 году в преддверии 60-летия Победы состоялось его торжественное открытие. Сейчас стенды о Николае Кузнецове занимают лишь часть экспозиции. За годы существования хранилище памяти пополнилось множеством экспонатов. Привозили их со всей России. Татьяна Клементьева из Екатеринбурга передала шинель своего отца, в которой он вернулся с войны. Солдатское зеркало, патроны, посуду с мест боевых сражений, мины и многие другие военные атрибуты ученики школы с поисковым отрядом «Долг» нашли во время раскопок. Несчетное количество фотографий и личных вещей ветеранов подарили музею их родственники.
«Юностью связан с войной» — так называется выставка, посвященная ветерану войны и педагогического труда Анатолию Ивасенко. В июле 2019 года третьей школе присвоили его имя. Здесь Анатолий Антонович 13 лет проработал учителем технологии. Его вдова, Раиса Ивановна, обогатила коллекцию музея ценными экспонатами: печатной машинкой, на которой печатал свои лекции ветеран, часами, которыми его наградили за лекторскую работу. Здесь же хранятся любимые книги Анатолия Антоновича, его партийный билет и многочисленные награды. Стоит отметить, что ученики школы не забывают супругу героя, регулярно навещают ее и помогают ухаживать за могилой мужа.
Пятеро выпускников школы погибли, защищая Отчизну во время военных действий. Часть экспозиции музея посвящена им и другим нефтеюганским парням, не вернувшимся с поля битвы. Василий Рожков и Олег Рощевкин погибли в Афганистане. Максим Мельников и Дамир Мирязев — в Чеченской войне. Мама Дамира — частый гость школы. Рисунки военных вертолетов, календарь рыбака и другие вещи, хранящие память о сыне, она передала в музей. Еще одни выпускники СОШ № 3 — братья Аслановы. Рафик погиб в Южной Осетии, а Рамиз остался жив благодаря солдату из Сургута, который прикрыл его своим телом.
Память Сергея Аверина, ученика СОШ № 7 погибшего в Чечне, здесь также чтят. С особым трепетом экскурсоводы зачитывают гостям музея отрывок из воспоминаний его брата:
«Настали годы перестройки, в каждом регионе начали делить власть. Где-то прошло все миром, а где-то нет. Так и в Чечне. В 1999 году я не мог понять, почему моя мама плачет, ведь мой брат, Сергей Аверин, уходил в ряды вооруженных сил. По сей день я помню его добрые, голубые глаза, теплую улыбку. Я не мог понять, почему мамины глаза всегда на мокром месте, ведь Сергей перед всем устоит и все преодолеет. Я, десятилетний пацан, не мог понять страшных строчек письма: со мной все в порядке, за меня не беспокойтесь».
Мама Сергея всеми правдами и неправдами хотела вызволить сына из Чечни. Но когда Сергей про это узнал, он запретил касаться этой темы даже в письмах. «Здесь мои друзья, как я их оставлю?» — говорил он. Последнее письмо родители получили 27 декабря 1999 года. А 16 января рядового не стало. Причина смерти неизвестна. Награжден Орденом мужества посмертно.
Есть в музее и стенды, повествующие о замечательных учителях, посвятивших школе многие годы. Один из них — Юрий Субач. Он преподавал ОБЖ и вел большую работу по патриотическому воспитанию. При нем проводились такие игры, как «Зарница» и «Орленок», и ребята из третьей школы занимали в них только призовые места. Многие ученики Юрия Николаевича после окончания школы стали военными офицерами.
Маргарита Протасова — творец добра, как ее здесь называют, преподавала русский язык и литературу. Половина детей, которые учились в ее классе, были театралами, вторая – занималась в поисковом отряде «Следопыт». А литературные вечера в ее теплой компании надолго запомнились всем, кто их посещал. Когда Маргариты Ивановны не стало, именно благодарные ученики стали инициаторами открытия выставки о ней.
За каждую часть экспозиции ответственен свой экскурсовод. Ученики школы с удовольствием рассказывают гостям о доблестных героях войны, истории города, всесоюзной пионерской организации, школы и других интересных моментах. Представьте себе, в музее хранится 2153 подлинных документа! Всю информацию, архивные фотографии, экспонаты еще с 80-х годов бережно собирает и хранит педагог-организатор Юлия Хисамова. Работе в школе она посвятила 40 лет. Пришла сюда старшей пионервожатой. С тех прекрасных времен в ее коллекции сохранились знамя, флаг, барабан и горн.
В 91-ом, когда началась перестройка и пионерское движение прекратило свое существование, Юлия Дмитриевна со своими подопечными решили создать детскую организацию. Назвали ее «Ритм». Именно она взяла управление залом боевой славы, а впоследствии и музеем в свои руки.
«Я сравниваю нынешнее время с годами, когда была пионерская организация. В первом классе все ученики старались стать октябрятами. В третьем стремились стать пионерами. Когда принимали в пионеры и повязывали галстуки, они шли по улице такие радостные, гордые. Потом мы все учили устав, чтобы попасть в комсомол. Туда ведь не сразу всех принимали, сперва активистов и тех, кто хорошо учится, потом уже остальных. Но и сейчас многие дети стараются, в каждом классе есть активисты и волонтеры, которые с удовольствием включаются и организуют интересные дела в школе», — поделилась она.