«Побывав на юридической практике, я окончательно понял, что всё-таки моё призвание — педагогика. Тем более что любовь к истории у меня заложена с детства», — говорит Александр Викторович.
У его родовой станицы Кочетовской в Ростовской области богатая многовековая история, и каждый её житель знал всех своих пращуров буквально до пятого колена. Да и дядя Александра преподавал историю — было с кого брать пример. Но самим предметом увлёк нашего героя его учитель.
«У Любови Чухновой была своеобразная техника преподавания: уроки всегда проходили в форме диалога. С помощью наводящих вопросов Любовь Алексеевна добывала из нас знания, о которых мы и не догадывались. Она будто и не сомневалась в том, что мы чего-то не знаем. Под её чутким руководством во время таких дискуссий мы рассуждали, анализировали, делали выводы. Чтобы блеснуть эрудицией, хотелось прочесть, помимо учебника, дополнительную литературу, — рассказывает мой собеседник. — Мне такому искусству преподавания ещё нужно учиться».
От университетского педагога Александр Нефёдов усвоил: нельзя увлечь детей историей, если она их не касается лично. По словам нашего героя, большую роль играет внеурочная деятельность, когда ученики составляют свои родословные. Изучая биографию предков, ребята узнают об участии тех в гражданской, Великой Отечественной войнах. Тогда история оживает, становится не просто строчками из учебника, а событиями, имеющими отношение к собственной семье. Учащиеся проводят ассоциации с теми или иными сражениями, выстраивают в своих головах хронологию исторических моментов.
Поговорили мы с Александром Нефёдовым и об изменении восприятия информации современными подростками.
«Если в начале XX века объём информации, который вмещал человеческий мозг за сутки, приравнивался к двум газетным страницам, то сейчас — к восьми. И качество её не самое лучшее, да и современные дети, зомбированные телефонами, не в состоянии её усвоить, — поясняет учитель. — Преподавание требует лаконичности, выжимки информации. А чтобы заинтересовать ребят, я практикую так называемые поисковые задания, где нет ответа на поверхности».
Правда, по словам педагога, многие его ученики имеют огромный познавательный интерес. Как, например, десятиклассник Игорь Суровцев, ставший в апреле 2023 года победителем Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию. По словам наставника, юноша буквально как губка впитывает знания, изучая не только школьные дисциплины, но и философию.
Да и многие его одноклассники продемонстрировали на региональной олимпиаде достойный уровень знаний по предметам, которые у них преподаёт Александр Викторович. Профессиональное знание юриспруденции и права позволяет ему выстроить уроки обществознания наиболее интересно, с жизненными примерами. Особенно там, где идёт толкование законов.
Благодаря активному участию молодого педагога школа № 1 является ресурсным центром финансовой грамотности: Александр Викторович проводит учебные курсы и внеурочные занятия по этой дисциплине, а также мастер-классы для учителей других школ. И всё же любимым его предметом остаётся история.
«Есть изречение: «История циклична и развивается по спирали». Всё, что происходит в настоящем, уже было, но люди не учатся на ошибках прошлого, — отмечает мой собеседник. — Мне бы хотелось, чтобы школьники всё-таки внимательно изучали историю. Без её знания человек — дерево без корней. И одна из моих задач сделать всё зависящее от меня, чтобы не было среди моих учеников Иванов Непомнящих».
Александру Викторовичу это прекрасно удаётся. И доказательством тому не только призовые места учеников на олимпиадах, но и личная победа на городском конкурсе «Учитель года-2022». Супруга Нефёдова, Анастасия Евгеньевна, тоже преподаёт историю и обществознание, но в СОШ № 3. А их пятилетней дочке Сонечке, у которой и бабушка учит тем же предметам, в будущем раздумывать над выбором профессии, скорее всего, и не придётся.