Ей посчастливилось родиться в удивительно красивом краю — в поселении ханты Войтехово. Оно располагалось на зеленом лугу, и его огибала протока Оби.
Весна и лето 1941 года запомнились сильным наводнением, затопившем их деревню. Власти района переселили жителей на так называемый Сейбур (песчаную гриву) на Оби, предоставив им временное жилье. Шестилетняя Оля впервые увидела большие пароходы, курсирующие по огромной реке. Один из них забрал на войну ее отца. Правда повоевать ему не удалось: застудивший почки еще во время наводнения, он был комиссован и вскоре скончался на руках родных. Для их семьи настали нелегкие времена, и Олю с новорожденным братишкой и их молодой мамой забрали к себе родственницы из Ванзевата (Белоярский район).
Жили в тайге, работая в колхозе, занимались оленеводством, собирательством шишек и орехов. Сначала Олю определили няней к брату и соседскому малышу, а с восьми лет вместе с другими детьми она работала в колхозе: сгребала сено, возила копны, рыбачила. Вместе с взрослыми (либо с Афанасием Самариным, либо с Ики Яркиным) ребятишки плыли на лодке, остановившись, забрасывали невод и ждали улова. Ночью зябко, да и на волнах укачивало, так и тянуло ко сну. Вдруг Самарин громко запевал: «Эх, яблочко, да на тарелочке!»… И сна как не бывало. А Афанасий лишь покачает головой и протяжно скажет, жалея ребят: «Эх, пташки вы мои ранние»…
Педагоги от Бога
После окончания войны стали набирать ребят для обучения в школе-интернате, и Оля попросилась у мамы учиться. Как же понравилось Оленьке в интернате! Ей, такой общительной, (недаром в деревне ее прозвали «девочка, ищущая в каждом родственника») с первого взгляда полюбились русские учителя.
Навсегда запомнились уроки пения, которые вел учитель Валентин Викторович Филиппов — подтянутый, в военной форме. Едва раздавались первые аккорды его баяна, как воспитанники громкими чистыми голосами запевали: «Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех». Песни учили патриотизму, любви к Родине, по ним изучали географию нашей великой страны…
С теплотой вспоминает Ольга Ефимовна, насколько мудры и тактичны были педагоги по отношению к ребятишкам. Однажды дети пришли в столовую и увидели целый таз хлеба. Словно голодная саранча, набросились они на него: жадно хватали куски, совали их в карманы, за пазуху, чтобы припрятать в тумбочки. Взрослые лишь молча наблюдали. Когда хлеб разошелся, принесли еще. Реакция та же. Педагоги же сказали спокойно: «Не волнуйтесь, ребята, теперь хлеба всегда будет достаточно». А им стало стыдно за свое поведение.
Ну, разве могла Ольга, видя такой пример перед глазами, мечтать об иной профессии, чем педагог?!
Как подушки до Ханты-Мансийска довели
В то лето она приехала на каникулы домой и сообщила о своем решении маме. «Что ж, езжай, учись», — ответила она. Легко сказать. Форму школьную Оля оставила в интернате, в одежде, в которой приехала, не поедешь, — сильно поношенная. Из лоскута ткани смастерила блузку, из второго — юбку, отремонтировала найденные на свалке ботинки. С верхней одеждой обстояло похуже, дали курточку с плеча семилетней девочки — рукава по локоть и не застегнуть, но другой не было, взяла. Сложнее было с деньгами, ведь до педагогического училища в Ханты-Мансийске нужно было добраться. Хотя популярна у народа пословица: «Зачем ханты деньги? Была бы щурогайка!», но они ой как требовались! В семьях, занимающихся натуральным хозяйством, деньги практически не водились.
Взяла Ольга из дома нескольких муксунов на продажу да перьевые подушки. Рыбу у нее взял родственник, пообещав продать, а подушки — учительница. Так и наскребла на билет на катер. Только потом Ольга поняла, что деньги ей просто подарили, пожалев ее. Ведь предложенный ею «товар» не был нужен ни тому, ни другому. Люди тогда были добрыми.
О любви, работе и душе
Приобретя профессию учителя начальных классов, Ольга Ефимовна вернулась в родную деревню. Теперь она передавала свои знания детишкам. Они умиляли ее своей непосредственностью, жаждой знаний, и она любила учеников, заботясь о них по-матерински. Возможно, долго и успешно работала бы она в деревне Ванзеват Березовского (а ныне Белоярского района), если бы не одно обстоятельство. Вернулась как-то Ольга из летнего отпуска, а около их деревни расположилась экспедиция. На танцах в сельском клубе познакомилась с пареньком Николаем. Так завязалась их дружба, а в один из своих приездов он предложил Ольге выйти за него замуж. Вскоре молодая жена за мужем отправилась в Сартынью, где год проработала в Ванеевской школе, потом — в Сургут, откуда получила направление в Усть-Балык.
Шел 1962 год, и учителя здесь очень требовались. Школы настоящей не было, однако это педагогическому процессу не мешало. «Вон в той избушке и учит 13 ребятишек Лилия Федоровна Исаева», — сказали ей. Словно родную приняла эта учительница начальных классов Ольгу Ефимовну, рассказала о работе и жизни, строительстве новой школы. Позднее именно она приютила на два месяца Ольгу Ефимовну у себя. На педагогической августовской конференции Ольга Скакунова познакомилась с Галиной Николаевной Коноваловой, которая, как выяснилось, тоже получила направление в Усть-Балык. Позднее она стала для Ольги Ефимовны эталоном педагогического мастерства, женственности и красоты, жизненной практичности. Так, оказавшись в тройке первых педагогов поселка, Скакунова многому училась у своих коллег и наставниц.
В середине августа, выяснилось, что школа еще не готова, не хватает оборудования, парт, учебных пособий. И тогда начальник экспедиции Иван Григорьевич Шаповалов дал свой катер, к нему прицепили пантон, и отправилась Ольга Ефимовна по реке в ближайшие поселки за всем необходимым. В поселке Лямино в мебельном цехе получила парты и школьные доски. В Тундрино и Ситомино местные учителя поделились наглядными пособиями. Не остались в стороне и родители будущих учеников. Чтобы приблизить начало учебного года, Иван Шаповалов попросил каждого из них отработать на ее строительстве по нескольку дней. 5 сентября состоялось торжественное открытие самой первой школы. Начальник экспедиции торжественно вручил педагогам «золотой» ключ, вырезанный из фанеры. В первый класс отправились 22 школьника.
Ольга Ефимовна одновременно преподавала во втором и четвертом классах. А народ все прибывал и прибывал. Занимались уже и в фойе, и в коридоре, и даже в раздевалке. Вскоре стало понятно, что нужно строить новую школу. Ее возводили на том месте, где сейчас находится «Европа». В ней учились уже около 700 человек, в том числе и взрослые.
Главная награда
Более 31 года посвятила Ольга Ефимовна школе. Большая их часть пришлась на современную (и уже третью по счету) среднюю школу №1. Еще в начале педагогического пути, инспектор побывавший на ее уроке, сказал: «Если Вы и дальше будете так работать, со временем из Вас получится замечательный учитель». Так и произошло.
Но главным признанием педагога со стороны родителей был факт, что, если к ней в класс попадал старший ребенок, то и младших непременно старались отдать ей на обучение. Мамы и папы знали, что она с особой теплотой относится к детям. Любила вместе с ребятами ходить в походы, где те не только познавали природу родного края, но и учились дружбе, которую сохранили и по окончании школы. «Разные были ученики: и схватывающие знания на лету, и едва тянущие на троечки. Но для меня их оценки стояли на втором месте. Я старалась воспитывать их так, чтобы они выросли порядочными, честными и добрыми людьми. В жизни это самое главное», — говорит Ольга Скакунова. Скольким замечательным людям дала она путевку в жизнь!
И сейчас, несмотря на почтенный возраст, она так же полна жизни, энергии для изучения нового и интересного. Посещает литературные гостиные, изучает творчество Пушкина, вяжет и вышивает национальные орнаменты, работает с бисером, мехом, берестой. Нам особенно приятно, что Ольга Ефимовна является постоянной читательницей нашей газеты. Пусть и в дальнейшем ее жизнь будет наполнена приятными впечатлениями и открытиями. С юбилеем!