Они составили и зарегистрировали герб семьи, ведут летопись и фотолетопись села Реполово Ханты-Мансийского района, пополняют домашний архив.
Сейчас родословная Пластининых насчитывает 14 поколений (прямая нисходящая родословная по мужской линии — 13 колен).
Путешествия в века
Главное семейное детище — родословное древо. Пластинины выстраивали его от первых жителей Самаровского Яма, прибывших для освоения Севера в 1637 году.
Начинается родословная с прародителя Кирилла (1600 г.р.), прибывшего сюда с семьей. В исторической книге «Самарово» Хринсанфа Лопарева есть подтверждение, согласно которому представители Пластининых жили на территории округа уже в начале ХVII века. В «Деле Ушакова» от 1667 года значится: «Будучи на Самаровском Яму на приказе Афанасий Ушаков… вино курил и пиво варил… на государские ангелы и на господские праздники, а не в продажу. Показания дали ямщики Самаровского Яма: Сенька Лыткин, Микитка Шаламов… Терёшка Самойлов, Тимошка Пластинин».
Изучали Пластинины документы в Тобольском государственном и в окружном архивах. В последнем удалось просмотреть метрические книги церквей. Смотришь на древо, и в голову приходят слова: Кирилл породил Тимофея, Тимофей — Якима, тот — Ивана, Иван — Мартына, Мартын — Тихона…
«Родословная у нас чистая. В России считалось, что наследники идут только по мужской линии, все это у нас соблюдается из колена в колено», — рассказывает Любовь Пластинина. На этой ветке — брат Николай с семьей, здесь — Любовь Леонидовна с мужем и детьми, а на верхушке дерева — молодая поросль. Древо цветет разноцветьем, так как все представители рода записаны на кружочках определенного цвета: желтый символизирует мужчин, а малиновый — женщин, ушедших в мир иной. Оранжевый говорит о тех, кто не оставил потомства. «Синенькие» умерли в младенчестве. Темно-зеленый и светло-зеленый — мужчины и женщины, здравствующие сейчас.
Бабушкин сундук
Сколько себя помнит Любовь Пластинина, излюбленным местом в детстве был дом бабушки. Он напоминал музей, богатый предметами старины. Чего здесь только не было! Деревянная, вырезанная искусным мастером этажерка, а на ней шкатулки, заглядывать в которые детворе позволялось лишь с разрешения. А чего стоил изысканный фарфоровый сервиз — бабушкино приданое с царских времен!..
Много у бабушки хранилось ярких красивых коробочек от китайского чая, закрывающихся на ключик. Стоял здесь и кованый сундук со старинными платьями и шалями. Замок его был музыкальным. Чтобы послушать звучание музыки, ребятишки наперебой просили: «Бабушка, ну давай откроем сундук».
Предметом зависти соседских ребятишек была коллекция стеклянных бутылей, именуемая царской семьей. Каждая представляла собой одного из представителей Романовых. Позднее эту уникальную коллекцию Екатерина Петровна подарила Тобольскому музею. Как, впрочем, и изумительные венские стулья, и много разного добра.
Отдала и награды мужа, Петра Ильича, который воевал в начале XIX века на Кавказе, затем в Первую мировую, а в1921 году героически погиб на гражданской войне. Свято хранились в доме Екатерины Петровны награды свекра Ильи Ивановича Пластинина, потомственного почетного гражданина, имевшего золотую медаль «За усердие». И все дети Ильи Ивановича унаследовали звание сына или дочери потомственного почетного гражданина.
О предке-меценате
За какие заслуги получил Илья Пластинин такое высокое звание? Окончив церковно-приходскую школу, он работал старостой и был меценатом: выплачивал стипендию студентам Тобольской духовной семинарии. На его пожертвования (а также вклады состоятельных людей Тобольской губернии) содержался дом для детей-сирот в Тобольске. Был попечителем Реполовского народного училища. Ежегодно выделял средства на его содержание, ремонт и закупку учебников.
Документы свидетельствуют, что являлся Илья Иванович и действительным членом Тобольского губернского музея (пополнял его библиотеку, экспозиции, организовывал выставки). А учебник истории дополняет, что прадед Любови Леонидовны вкладывал средства в строительство железной дороги от Тюмени до Тоболь¬ска, а также состоял в Императорском судоходном обществе, имевшем в те времена филиал в Тобольске. К слову, пароходство тогда было единственным средством сообщения между населенными пунктами.
Кроме того, Илья Иванович вместе с братьями держал мыловаренный завод, чья продукция пользовалась огромным спросом среди населения Иртышского низовья, а в 1920-м выставлялась на Омской ярмарке и получила высокую оценку. К сожалению, после 1921 года завод экспро¬приировала советская власть, и вскоре он прекратил свое существование.
Благотворительностью занимался и отец Ильи Ивановича. Когда в 1830 году он переехал в Реполово из Самаровского Яма, в селе на средства купцов Пластининых была построена Крестовоздвиженская церковь. Шли годы. Из деревянной ее перестроили в каменную. Годами молились в ней сельчане, а с приходом советской власти здесь был организован клуб. По иронии судьбы праправнучка Люба вместе с одноклассниками будет через сто с лишним лет проводить здесь сборы, концерты, смотреть фильмы. Крепкая и просторная церковь простояла до 1985 года.
В той же книге Хрисанфа Лопарева «Самарово», в одной из ведомостей значится: «Купцы Пластинины сдавали деньги на строительство Самаровской церкви». До сих пор в старом Самарово стоит храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Традиции семьи
Что связывает когда-то разбогатевших крестьян Пластининых с их потомками?
Несомненно, традиции, которые семья стремится передавать из поколения в поколение. Одна из них — православная. Все многочисленные дети Ильи Ивановича обучались в церковно-приходской школе, а трое из них, окончив Тобольскую семинарию, стали священниками.
Отец Пластининой, Леонид Петрович, тоже учился в церковно-приход¬ской школе, а вот ее поколение, увы, не знало православия. Время было атеистическое. Хотя, когда детьми приходили к бабушке, слышали ее молитвы, с интересом рассматривали иконы. Дорога в храм была долгой. Лишь в возрасте 40 лет Любовь Леонидовна осознанно приняла крещение. Православная традиция вернулась в их семью, и сейчас ее наследует юное поколение.
Заимствовали современные Пластинины у предков и трудовую традицию. Многие из них работали на ниве просвещения. Прадед, как попечитель Реполовского училища, занимался образованием. Его сыновья-священники несли слово в народ. Леонид Петрович, отец нашей героини, писал заметки в газету, вел народный календарь. Мама Любови Леонидовны почти 30 лет проработала в школе учителем, три ее дочери выбрали тоже педагогическую стезю. И в 13-м поколении Пластининых уже два учителя.
Еще одна традиция — тесные прочные узы и взаимопомощь. Все семьи Пластининых славились многодетностью. К сожалению, братья и сестры Любови Леонидовны, как и она, нарушили эту традицию (в каждой семье не более двух детей), но все они поддерживают тесные связи. «Наши дети росли, не разделяясь на двоюродных, троюродных. Было понятие — мы одна семья», — говорит Любовь Леонидовна.
Важна для Пластининых и дань памяти родственникам — участникам Великой Отечественной войны, погибшим на фронте. В послужном списке Пластининых 22 человека. Все они увековечены на стеле Мемориала славы в Ханты-Мансийске. «Мечтаем собрать документы обо всех погибших, — рассказывает наша героиня. — Пока есть сведения, что воевали они на Сталинградском, Ленинградском фронтах и у Москвы. Хочется проследить их боевой путь, посетить места гибели и поклониться их праху».
Сохранение родовой памяти — главная из семейных традиций. Передача сведений последующим поколениям стала для них делом чести. Родословные исследования, начатые в восьмидесятые годы прошлого века, продолжаются по сей день. Особенно Любовь Леонидовна гордится внучкой Анастасией Буреевой, которая является наследницей семейных традиций. Она создала свое родословное древо, окончила с отличием
2 класс Нефтеюганской православной гимназии, обучается в музыкальной школе им. В.В. Андреева.
А главное — принимает активное участие в многочисленных исследовательских работах. Одна из них, «Моя семья в истории Великой Победы», заняла первое место в финале II открытого международного конкурса «Древо жизни».
Подытоживая разговор, Любовь Пластинина отметила: «Погружаясь в историю, я словно подзаряжаюсь энергетикой моих предков. Древо моей родословной — своеобразный пласт истории, и я отчетливо вижу свое место в ней. У меня сильные связи и корни. Я не песчинка во Вселенной, потому что «сижу» на этом дереве крепко и знаю, чем занимались мои прадеды. Это на меня налагает огромную ответственность, и я понимаю, что, как и они, должна спешить делать добрые дела на Земле».