В седьмой школе, где учатся дети 29 национальностей, уже шесть лет функционирует Центр культурно-языковой адаптации детей мигрантов. Его предыстория началась ещё в 2007-2008 годах, когда в школу стало поступать много приезжих учеников.
«В нашем микрорайоне много деревянных домов, жильё доступно по стоимости. Те, кто приезжал из стран ближнего зарубежья — в основном из Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, — покупали или снимали здесь жильё, а дети шли к нам в школу. Начались конфликты, на что невозможно было не обратить внимания, — вспоминает заместитель директора СОШ № 7 Гульнафига Шарипова. — Из-за конфликтов снизились результаты образования. Я забила тревогу, требовалось решать возникшую проблему. Но у педагогов не было методов и технологий того, как с этим справиться.
Так появилась программа воспитания «Школа № 7 — территория толерантности», направленная на выстраивание общей атмосферы взаимного интереса, помощи, толерантности. В учебный план в рамках компонента образовательной организации был введён авторский курс «Культура межличностного взаимодействия», который разработала и вела я сама, чтобы держать руку «на пульсе самочувствия школьного коллектива».
Образовательное учреждение стало инновационной площадкой на уровне города, а затем и региона по адаптации и социализации детей мигрантов в социальное и культурное пространство ХМАО — Югры. А в 2016-м на базе школы открылся муниципальный центр культурно-языковой адаптации. Он интегрирован в образовательный процесс. Когда родители-мигранты приходят подавать документы на зачисление своего ребёнка в школу, им предлагают на безвозмездной основе услуги по адаптации ребёнка к новым условиям.
И первое направление — языковая адаптация. В учебный план введён курс для детей мигрантов «Русский язык как иностранный». Занимаются ребята по специальным учебникам, среди которых есть даже «Азбука для детей-переселенцев». Основные задачи курса — овладение языком, общение и использование языка в целях получения новых знаний.
Бывают случаи, когда ребёнок, способный и даже одарённый, из-за незнания языка оказывается в числе отстающих. Проблема осложняется тем, что родители плохо понимают русскую речь и не могут помочь ребёнку освоить образовательную программу. Поэтому при поступлении в школу проводится диагностика, чтобы определить, кому какая помощь необходима. По результатам строится коррекционная программа. Многие попадают на занятия с
логопедом.
«Есть особенности языка, которые они переносят на русский. Например, в татарском или азербайджанском нет рода, дети говорят: девочка встал. Или в звукопроизношении других языков нет смягчения, ребята не проговаривают в словах мягкий знак. Из-за подобных языковых особенностей у детей наблюдаются и логопедические проблемы. Сильно страдают грамматика и лексика, таких детей зачисляют на логопедические занятия — как индивидуальные, так и групповые», — рассказала учитель-логопед Ольга Санникова.
На занятиях реализуется Программа коррекции общего недоразвития речи у детей с билингвизмом и профилактики дисграфии. Её цель — коррекция речевых нарушений, а также создание условий для социальной адаптации детей в обществе. Так как зачастую ребята испытывают трудности и при общении со сверстниками, большой блок отводится формированию коммуникативных умений.
Обучение проходит в игровой форме, с помощью упражнений дети учатся взаимодействовать друг с другом и с учителями. В этом процессе важна и поддержка родителей. Им дают рекомендации, как помочь ребёнку: смотреть с ним фильмы, мультфильмы и читать книги на русском языке. Есть ещё один отличный способ — найти русскоговорящего друга.
С первых дней в новой школе ребёнка, приехавшего из другой страны, сопровождает педагог-психолог. Он заботиттся о том, чтобы каждому ребёнку в её стенах было комфортно. Проводит индивидуальную работу с каждым учеником, консультации с детьми и родителями, психологические тренинги. Особое внимание уделяется мигрантам.
«С помощью диагностики определяется психологический уровень ребёнка. Исходя из этого мы принимаем решение, в какой класс его зачислить по возрасту и уровню знаний, чтобы помочь усвоить программу, — отметила педагог-психолог Татьяна Морозова. — После проводится адаптация к классу, самой школе, её традициям. Знакомим ребёнка с культурой, в которой он оказался, учим адаптироваться в пространстве школы. Старшеклассникам помогаем с самоопределением, планируем профессиональный маршрут: на кого пойти учиться и куда поступать. Одновременно прорабатываем личностные проблемы».
На сайте школы есть анонимная почта. Любой ребёнок может написать письмо психологу и получить ответ на вопрос, который не может озвучить лично. Иногда помощь психолога необходима не только ученику, но и его семье.
В СОШ № 7 работает клуб «Родник» для детей и родителей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Его посещают не только мигранты, но и неблагополучные семьи или те, кто просто потерял связь поколений. В клубе они учатся взаимодействовать друг с другом, в том числе с помощью настольных игр. Руководят клубом социальный педагог Марина Попова и педагог-психолог Татьяна Морозова. Ещё одна форма совместной деятельности — родительская конференция, где родители разных культур делятся своими особенностями воспитания.
Большую роль в адаптации детей-мигрантов играет и социокультурное направление. Ребят вовлекают в событийную жизнь школьного коллектива. Традиционно здесь проводятся мероприятия «Мы за мир во всём мире», «День толерантности», «Хоровод дружбы». В них принимают участие все ученики школы, каждый делится частичкой своей культуры и изучает другие.
Итогом такого взаимообмена стало создание Музея мира, где есть стенды разных национальностей. Экспонаты привозят сами дети после каникул, проведённых на своей родине. Кроме того, адаптация в социальной среде происходит через внеурочную деятельность. В школе есть большой сводный хор, вокальные ансамбли, танцевальный коллектив, сильная спортивная
команда. Увлечённые общим делом, ребята становятся дружнее и
сплочённее.
Конечно, такая поддержка детям только на пользу и даёт свои результаты. Ученики школы регулярно становятся победителями и призёрами конкурсов и олимпиад различных уровней.
«Один из учеников-мигрантов с 5 класса участвовал в школьном и муниципальном этапах олимпиады школьников, всегда занимая призовые места. А в 9 классе уже вышел на региональный этап и завоевал второе место. Он разработал для своего одноклассника с ограниченными возможностями здоровья уникальный инструмент, с которым тот легко справляется на уроках технологии», — рассказывает Ленар Гильманов, учитель, подготовивший победителя.
Достижения выпускников прокомментировала заместитель директора Наталья Крохалёва:
«В прошлом учебном году шесть детей-мигрантов окончили девятый класс, успешно сдали ОГЭ, получили аттестат, а затем и вид на жительство. Почти все они учились в СОШ № 7 с первого класса. Сегодня они стали студентами колледжа или перешли в 10 класс. А один из учеников уже в девятом классе получил российский паспорт».
«Я горжусь тем, что, столкнувшись в своё время с проблемой, мы нашли правильное русло и решили её. Сегодня для нас очень важно делиться собственным опытом с другими педагогами. Ведь мигранты есть в каждой школе. Поэтому мы проводим семинары для преподавателей других образовательных учреждений. Наши учителя тоже постоянно повышают свою квалификацию, проходят курсы, учатся новым методикам», — подчеркнула Гульнафига Ахметгалеевна.
В перспективе руководство видит центр иначе. Программа работы с детьми-мигрантами должна быть в каждой школе. А в центр адаптации будет попадать каждый приезжий ученик, чтобы пройти курсы, получить сертификат и после диагностики отправиться в образовательную организацию, куда его распределят. Надеемся, администрация города и департамент образования поддержат эту инициативу.