Сегодняшние реалии таковы: если вы родитель школьника, то, скорее всего, приходите домой с работы приблизительно в шесть часов вечера. И тут есть три варианта: ваш ребенок либо выполнил уже все задания, либо часть из них, либо не сделал ничего.
В первом случае вы хвалите свое чадо и спокойно идете пить чай с печеньем. Во втором — вздохнете, проверите выполненное, доделаете вместе оставшееся и, вероятно, успеете заняться своими делами. В третьем — потратите весь вечер, а то и часть ночи, чтобы все же выучить с ребенком уроки. А может, плюнете на все и скажете себе: «Оно мне надо? Я свое уже отучился».
С последним вариантом надо быть осторожнее. Однажды я обратилась к детскому психологу, и она порекомендовала мне «отойти в сторону». Мол, я слишком заинтересована в учебе дочери, и той незачем переживать об оценках, так как об этом беспокоюсь я.
По рекомендации специалиста я, что называется, забила. Не сделала? Ну, ничего страшного, завтра сделаешь. Не хочешь? Ладно, давай погуляем. Если нужна была моя помощь — помогала, но проблема в том, что с каждым днем моя помощь требовалась все меньше. А потом и вовсе перестала быть необходимой. Так продолжалось ровно одну, четвертую, четверть моей дочери два года назад.
И знаете, к чему это привело? Моя дочь очень быстро поняла, что вся эта школьная дребедень не имеет никакой значимости, а от двоек и троек никто еще ни разу не умер. Итог — одни тройки за четверть, даже по окружающему миру (во втором-то классе!). Тогда я поняла: вариант «отойти в сторону» не для нас.
Поэтому с нового учебного года я снова все взяла в свои руки и стала контролировать учебный процесс. Сейчас моя дочь учится в четвертом классе, и, безусловно, стало легче. Даже если ей совсем не хочется, скажем, решать задачу, она может потянуть кота за хвост, но затем делает. Может быть, конечно, в силу взросления, но она стала понимать наконец-то слово «надо».
Однако есть огромная проблема с чувством времени. Например, на решение задачи в два действия может понадобиться часа полтора. И не потому, что непонятно, как решать. А потому, что сначала позвонила подружка, потом мимо пробежал кот, за которым немедленно нужно погнаться, или вдруг стало очевидно, что на столе куча пыли и срочно требуется уборка.
Что делать в таком случае? На этот вопрос мне ответила Анна Рычкова, педагог-психолог и специалист по скорочтению школы «IQ 007».
«Проблема современных родителей в том, что они не всегда дают ребенку возможность сделать что-то самому. Это начинается еще задолго до школы. Зачем просить ребенка помыть посуду, если он сделает это недостаточно хорошо? Лучше я сделаю сам — так быстрее. Вот это — первая ошибка, — разъясняет Анна. — Нужно давать ребенку возможность учиться чему-то самому. Пусть он помоет посуду плохо и вам потом придется перемывать, но он сделает это сам. Это ведь то самое начало, когда в ребенке формируется умение выполнять какую-то задачу. Впоследствии это будет школьное домашнее задание. И ребенок будет четко осознавать, что он должен это сделать».
Что касается заданий на дом, то лучше всего, чтобы школьник выполнял их, как только придет из школы, пока в памяти еще свежи воспоминания об уроке. По мнению специалиста, ребенок должен прийти из школы, поесть (желательно что-нибудь существенное, чтобы активизировать работу мозга) и приступать к урокам. А если у ваших детей, как и у моей дочери, проблемы с самоконтролем и распределением времени, то нужно составить четкий распорядок дня.
«Несомненно, это непросто и требует больших усилий со стороны родителей, — говорит педагог-психолог, — но результат проделанной работы вас определенно порадует. И поверьте, даже если ваш ребенок уже не первоклассник, никогда не поздно внедрить эту полезную привычку — планировать время. Правда, чем старше становится ребенок, тем больше усилий на это потребуется. Но в итоге вы добьетесь того, чего хотите: ваши дети научатся выполнять задачу за поставленное время».
Еще можно попробовать ввести балловую систему поощрений. Например, вы договариваетесь с ребенком, что за хорошие оценки и примерное поведение он зарабатывает определенное количество баллов. И устанавливаете в четверти минимальный порог. И если ваше чадо набирает нужное число баллов, то его ждет поощрение, о котором вы договариваетесь заранее.
«А еще обязательно научите своих детей тому, что переспросить, сказать «я не понял» — не стыдно. Потому что множество проблем у школьников связано именно с неусвоением материала. В нашей школе я часто вижу, что ребята стесняются. И всегда учу их, что можно хоть сто раз перепросить, ведь главное, чтобы в результате все стало ясно и вопросов не осталось, — отмечает специалист. — И помните главное: дети во всем берут пример с родителей. Вы не сможете заставить ребенка читать книжки, если сами уже несколько лет даже газету в руках не держали. Хотите, чтобы ребенок читал? Возьмите книгу, сядьте около него и читайте рядом с ним».
Вот еще несколько полезных советов, которые помогут вам научить ваших детей хорошо учиться:
— Если ребенок уверен в себе и своих знаниях, не заставляйте его писать в черновик.
— Разговаривайте с ребенком. Каждый день спрашивайте о его успехах, и он, доверяя вам, будет делиться с вами всем, что с ним происходит, в том числе учебными промахами.
-Учите ребенка самостоятельности. Он должен понимать, что учеба нужна в первую очередь ему, а не вам.
«Сложности с обучением есть у всех, — считает Анна. — Дети, даже самые способные, могут чего-то не понимать. Но существуют методики развития интеллекта, и они работают. Знаете ли вы, что таблицу умножения не нужно зубрить? Есть специальный тренажер, помогающий научиться работать с числами. А скорочтение, например, позволяет не только быстро читать, но и усваивать прочитанное. Поэтому, если у ваших детей есть проблемы со счетом, с чтением или грамматикой, мы рады видеть их в стенах нашей школы, где они поймут, что учиться — это на самом деле интересно и легко. Тем более что посещать нашу школу можно по сертификату ПФДО».
Екатерина Афанасьева, учитель английского языка и основатель центра #ПонимаюГоворю:
— Сегодня дети имеют уникальную возможность учить язык из огромного множества источников. Это раньше мы пользовались печатными англо-русскими и русско-английскими словарями. Сейчас есть онлайн-переводчики, которыми не то чтобы можно, а нужно пользоваться!
Когда вы вводите в google-переводчик любое слово, программа выдает вам не только все его значения, но и звуковой файл, открыв который, можно услышать, как правильно это слово произносится. А значит, можно слушать и повторять, вырабатывая при этом верное произношение. И делать это можно столько раз, сколько нужно для того, чтобы ребенок слово запомнил.
Но есть еще одна тонкость: зубрить слова — не совсем эффективно. Учить нужно не слова, а фразы, дабы у ребенка сложились ассоциации. Тем более что этот способ расширяет словарный запас. Например, надо запомнить слово «стол» — table. Ребенок гораздо быстрее запомнит интересные ассоциации: plastic table, cosmic table, toy table и т.д.
А еще вы должны знать: по статистике только 30 из 100 процентов детей могут самостоятельно усвоить школьную программу английского языка. А если вы хотите, чтобы ребенок выучил язык, научился говорить и понимать английскую речь, необходима помощь специалиста.