— Богдан, откуда у Вас появился интерес к географии, к путешествиям? С чего это началось?
— Тут больше интерес не к географии и путешествиям, а к обычаям других народов.
Когда я был маленький, у меня не было компьютера, смартфона и всех прелестей жизни, которые есть у современных детей. Зато были книги, атласы, карты и программы по телевизору. Я с удовольствием смотрел передачи Михаила Кожухова. Один раз перенесли время эфира, и мне даже пришлось пропустить школу. Так я начал изучать народы, их быт, культуру, традиции, а потом уже это переросло в практику.
И сейчас для меня главное — не побывать в стране, а пожить в племенах и деревнях, погрузиться в местную жизнь. Чтобы я мог сказать: да, я стал на время масаи, или монголом, или бербером.
— Каким было первое путешествие?
— В детстве с отцом я ездил на соревнования, в том числе за рубеж на чемпионат мира. А первая самостоятельная поездка у меня случилась в 19 лет по маршруту Чехия — Австрия — Сербия. Потом начал искать более интересные места.
Хотя в те страны экзотические, где хочу побывать, я пока не доехал, стараюсь искать что-то особенное в самых туристических, казалось бы, местах. О них думают, что те проезжены сплошь и рядом. Ничего подобного! Мне удаётся даже в типичных странах, в которых практически все были, находить что-то такое, о чём никто не знает.
— Вы любите путешествовать один или в компании единомышленников?
— Только в трёх своих поездках я был с компанией, в остальных — один. Я так привык. Мне нелегко путешествовать с кем-то. Нужно найти единомышленников, которые ездят с такой же философией, как я.
Путешествия — не только приятные моменты, иногда приходится сталкиваться со всяческими проблемами: болезнями, конфликтами. В таких экстремальных поездках планировать ничего не стоит: планы часто срываются. И надо иметь мужество и терпение спокойно придумать другой план. Без паники, не обвиняя никого. Двигаться дальше. Немногие люди на такое готовы.
— Тем не менее, насколько я знаю, один единомышленник у Вас точно есть.
— Да, это мой друг Влад. Мы познакомились в университете. Я поступил в Белгород на географический факультет, и мы учились в одной группе. Раньше я ни с кем особо не обсуждал эти темы, не было у меня поддержки, никто из ровесников не знал столько информации, сколько я в 6-7 классах. А тут аналогичная история у друга: он тоже всё это изучал, читал, передачи смотрел. Вот у меня это всё и вышло наружу.
— А какую роль в Вашем становлении сыграл университет?
— Студенчество, несомненно, самый счастливый период в жизни. Университет сформировал меня как человека. И, конечно, во время обучения на географическом факультете многое мне дало общение с педагогами. Учился я всегда с удовольствием. Если появлялись хвосты, то лишь из-за лени, со знаниями проблем не было.
Были ещё такие моменты. Например, изучаем блок Южной Азии, и у нашей группы лекция по Шри-Ланке. А я в это время сам на Шри-Ланке нахожусь. И преподаватели понимали: я не прогуливаю, а занимаюсь хорошим делом.
— Как выбираете места для будущих поездок?
— Я не знаю, куда отправлюсь, до самого последнего, решается это за две недели до поездки. И влияет на выбор много разных факторов. Если раньше, в период коронавируса, с выбором было не очень, то сейчас проблем нет.
Европейские страны никогда во мне интереса не вызывали. А вот Южная Америка, Африка, Океания, Азия мне всегда были любопытны, и эти места для россиян открыты. Смотрю по билетам, по стоимости, узнаю, как добираться. И это решает.
Весной у меня случается обострение, и я начинаю скучать по тому, чего не было. В 2015 году у меня был завал по сессии, всё надоело. А друзья мне говорят: у тебя есть загранпаспорт, съезди куда-нибудь. Я выбрал Непал.
Три недели готовился, буквально жил этой поездкой. Ребята в общежитии меня всегда поддерживали: мы смотрели программы, изучали всё о Непале, слушали музыку. И я нашёл билеты с вылетом из Москвы туда и обратно за 18 тысяч — совсем копейки. За два дня до поездки я пошёл в кассу купить билеты, а они подорожали в три раза. И я не поехал. Кинул дротик в карту и попал в Шри-Ланку. В итоге отправился туда.
Я не жалуюсь: Шри-Ланка — райское место, и поездка получилась прекрасная. И оказалось, что в те даты, когда я хотел попасть в Непал, там случилось землетрясение, погибло 10 тысяч человек, столицу сильно разрушило.
— Получается, судьба Вас уберегла. Наверное, в путешествиях не раз случались экстремальные ситуации? Как с ними справлялись?
— Самых серьёзных у меня было три. В Индии змея укусила, мне было очень тяжко. Есть такой яд, с которым помогает бороться наш иммунитет. Это был как раз тот случай, что меня и спасло. Если бы мне попалась другая змея, исход был бы хуже.
В Марокко двое суток блуждали с товарищем по пустыне. Повезло встретить караван: он нас подобрал. А в Африке я сильно заболел местной болезнью. Ситуация осложнялась тем, что на улице было очень жарко — порядка 50 градусов, а у меня температура сорок. Но пришёл в аптеку, мне дали таблетки, и я вылечился.
Были и мелкие случаи вроде конфликтов, но тут важно уметь договариваться. 90 % проблем решаются, если поговорить нормально, человеческим языком. Это везде работает.
— В тему о языках: сколько их Вы знаете?
— Знаю много, вопрос в том, на скольких могу говорить. На двух иностранных — английском и испанском. Немного на португальском, но его почти забыл. Нет возможности практиковаться, к сожалению.
Пока не могу преодолеть барьер с Южной Америкой. В 2020 году, в марте, чуть не взял билеты в Перу, помешал коронавирус. Мне интересны Перу и Боливия, потому что там живут остатки индейских племён — инков, кечуа.
По своему опыту, русскому путешественнику надо знать четыре языка: английский, испанский, португальский и французский. Они наиболее распространены в мире.
— Какая страна или культура по менталитету оказалась Вам наиболее близка?
— Сугубо из моего личного опыта, люди отличаются только одним. Когда посещаешь другую страну — не туристические места, а те, где живут обычные люди, — замечаешь, что они так же ходят на работу, в магазины, дети — в школу. Все жизненные потребности у нас одинаковые.
Менталитет, по моему мнению, — это то, как мы решаем жизненные ситуации. Элементарный пример — приём пищи. Кто-то ест руками, кто-то — ложкой и вилкой, кто-то — палочками. Одно и то же действие, только по-разному. Танцуем мы по-разному, музыка у нас разная.
Возвращаясь к Вашему вопросу: мне ближе по общению люди в Азии. А из Европы — в балканских странах: Сербии, Македонии, Хорватии.
— У Вас есть свой канал на YouTube. Как возникла идея его завести? Какой сюжет стал первым?
— Меня знакомые давно заставляли это сделать, но я противился: боялся, что превратится в очередное «Орёл и решка». А потом, когда начал больше рассказывать о своих поездках, понял, что людям очень интересно. И подумал: почему бы не делиться своим опытом? Первый сюжет был о Египте, затем — о Монголии. Недавно вышел сюжет о Сахалине.
— Помимо прочего, Вы ведёте занятия в Центре детско-юношеского туризма на базе Регионального молодёжного центра. Расскажите, как взялись за это дело и чему учите ребят.
— Я работал здесь в кванториуме, преподавал космонавтику. И мне предложили открыть туристско-краеведческий кружок. Конечно, согласился. Одно дело, когда ты что-то изучаешь, чтобы это преподавать, другое — когда можешь передать детям свой опыт.
Записаться можно свободно, занятия абсолютно бесплатные, нужен только сертификат ПФДО. Сейчас я набираю группу детей в возрасте с 9 до 12 лет. Можно обратиться в кванториум — позвонить и узнать. Либо прийти ко мне, и я всё расскажу.
Занятия проходят два раза в неделю. Когда морозно и нет возможности выходить, мы с детишками изучаем географию, картографию, страноведение, великие географические открытия. Учимся ориентироваться по звёздам и природным явлениям, рисовать и читать карты. А когда тепло, выходим с палатками. Учу их походной деятельности, культуре обращения с огнём.
Стоит отметить, что ребята посещают занятия с большим энтузиазмом. Девятиклассник Владислав Акимов сначала ходил к Богдану Сергеевичу в кружок космонавтики, а потом решил изучать и туризм.
«Это не просто занятия, когда каждый раз рутина: приходишь на кружок и слушаешь. Здесь всегда можно интересно пообщаться с преподавателем, задать вопросы на любую тему — не только о географии, но и о жизни, узнать что-то новое. Это здорово! Например, я узнал, что в Океании есть такая традиция: мужчины отправляются на задание, а после его выполнения получают свою именную татуировку», — поделился парень.
Тем временем наши корреспонденты, вдохновлённые беседой с Богданом Жилиным, решили посвятить этому интересному человеку экспертную рубрику «Путь географа». А это значит, что статьи о путешествиях Богдана вы увидите в нашей газете ещё не раз.