Одним из последних энергоэффективных решений, внедренных на предприятии, является применение частотно-регулируемых приводов на насосных станциях. Главный плюс от использования нового оборудования заключается в экономии электроэнергии.
Основа энергоэффективного использования насосного оборудования — согласованная работа на трубопроводную сеть. Выполнение этого требования позволяет эксплуатировать насосы с высокой эффективностью и надежностью.
Изменение частоты вращения рабочего колеса не только обеспечивает работу насоса с максимальным КПД, но и дает возможность оптимального перераспределения нагрузок между параллельно работающими насосными агрегатами КНС. Это особенно важно при работе насосов с отличающимися техническими характеристиками.
В «РН-Юганскнефтегазе» установка ЧРП была произведена на КНС-545. Это был пилотный проект предприятия. Причем опыт коллег из других дочерних обществ Компании не учитывался. После проведения опытно-промышленных испытаний выгода от использования нового оборудования оказалась очевидной, поэтому было принято решение установить их и на других объектах Общества.
«В результате проведения опытно-промышленных испытаний ЧРП на КНС-545 энергопотребление удалось снизить на 11%, — говорит Денис Спицын, главный специалист отдела по повышению энергоэффективности и энергосбережению ООО «РН-Юганскнефтегаз». — Экономия потребления электроэнергии за июнь-сентябрь 2014-го составила 700 тыс. кВтч, в денежном эквиваленте — порядка 1,7 млн. рублей».
В настоящее время пробные запуски частотно-регулируемых приводов произведены на таких объектах, как КНС-1/2 Усть-Балыкского месторождения и КНС-15. При запуске никаких осложнений в их работе не выявлено. За процессом внимательно следят компетентные специалисты.
Частотно-регулируемый привод пришел на смену станции управления с плавным пуском. По словам Дмитрия Маликова, главного специалиста отдела по повышению энергоэффективности и энергосбережению ООО «РН-Юганскнефтегаз», ЧРП сложнее в обслуживании, чем ранее используемое оборудование, но гораздо эффективнее. Оно позволяет экономить значительные объемы электроэнергии за счет регулирования скорости электродвигателя. Изменение частоты вращения рабочего колеса обеспечивает работу насоса с максимальным коэффициентом полезного действия.
«Положительный эффект от применения частотного привода проявляется в увеличении межремонтного периода двигателя и насосных агрегатов, — говорит Дмитрий Александрович. — ЧРП позволяет постепенно увеличивать темп разгона синхронного двигателя, ограничивая пусковой ток и снижая шумы, возникающие во время работы, а также исключать гидравлические удары и, как следствие, отказы.
При прямом пуске насосных агрегатов происходит кратковременное многократное повышение давления в системе трубопроводов. Возникающие гидроудары способствуют образованию продольных трещин в трубах, что может привести к их расколу или повреждению других элементов трубопровода.
При применении частотно-регулируемых приводов насосные агрегаты разгоняются плавно, давление на их выкиде растет постепенно, что исключает возникновение гидравлического удара».
Исключение гидравлических ударов при эксплуатации ЧРП позволяет снизить процент отказов водоводов на объектах «РН-Юганскнефтегаза», а это положительно сказывается и на экологической составляющей производства.
Поставкой и монтажом оборудования занимаются российские компании. Несмотря на то что управление ЧРП во многом происходит дистанционно, навыки работы с новым оборудованием все же требуются. В дальнейшем нефтяники будут проходить курсы повышения квалификации на базе Нефтеюганского корпоративного института.
В ближайшее время в ООО «РН-Юганскнефтегаз» планируется запуск десяти комплектов частотно-регулируемых приводов на КНС и четырех комплектов на ДНС во всех регионах предприятия. Снижение энергопотребления от установки ЧРП на объектах поддержания плас-тового давления составит порядка 20 млн. кВтч в год.
Опыт применения ЧРП:
— Снижается потребление электроэнергии на единицу перекачиваемой жидкости
— Улучшается качество регулирования поддержания уровня в сепараторах
— Мягкие пуск и остановка электродвигателей увеличивают их ресурс
— Отсутствие гидроударов в системе снижает вероятность аварий на трубопроводах
— Электродвигатели получают полный набор функций защиты