Свобода выбора
Клуб юных техников долгое время располагался в 11 микрорайоне. Помещение его было поделено на большие комнаты. Каждая отводилась под конкретное направление деятельности.
«У нас были химико-техническая лаборатория, лаборатория авто- и авиамодельная, фотолаборатория. Даже рыбки в огромных аквариумах! Любой мог заниматься чем пожелает», — вспоминает Илья Кибирев, воспитанник «Эксперимента».
Каждым направлением руководил мастер-педагог. Так, Василий Гайдук, профессиональный фотограф, рассказывал ребятам о правилах постановки кадра, о выдержке и диафрагме.
«Нам выдавали «Зениты», различные объективы, вспышки, бобины с плёнками. Мы много фотографировали, потом учились сами же проявлять фотографии в лаборатории», — рассказывает Илья. С готовым материалом ездили в Свердловск, Тюмень на выставки, размещали фотографии в «Чёрном коте», молодёжном приложении к «ЗН».
Кто основатель?
Педагоги в «Эксперименте» были не только специалистами в своей области, влюблёнными в технику. Это были по-настоящему творческие, грамотные люди, горевшие идеями. Они учили ребят паять, выращивать кристаллы, проектировать роботов. Параллельно помогали ребёнку раскрыть его таланты и потенциал, сориентироваться в жизни.
Одним из таких Мастеров был физик Валерий Комков, основатель клуба, бессменный его руководитель на протяжении более чем тридцати лет. Валерий Евгеньевич, основываясь на собственном опыте, уверенно заявляет, что бесталанных детей нет, есть только отсутствие педагогов, которые могут раскрыть талант.
«Важно научить детей техническому творчеству, — считает он. — Искусство превращать мысли в реальные объекты необходимо в любой сфере деятельности. Сегодня нам в обществе не хватает людей, умеющих очень внимательно, индивидуально подходить к ребёнку и его способностям».
«Звёздные» воспоминания
В 1990-х «экспериментаторы» участвовали в слётах, выставках, научных конкурсах, занимали призовые места на всероссийских олимпиадах. Самые яркие воспоминания у воспитанников клуба — о поездке в Центр подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина.
Вот что рассказывает Ирина Парамонова об этом путешествии: «Мы приехали в Звёздный городок не только ради экскурсии, а для обмена опытом, по приглашению лётчика-космонавта Владимира Джанибекова, дважды Героя Советского Союза. Туда никого не пускали раньше, въезд был только по пропускам». Тогда нефтеюганские школьники смогли пожать руку великому космонавту!
В самый первый год проведения российского соревнования юных исследователей «Шаг в будущее» ребята из «Эксперимента» имели возможность съездить в Москву и принять участие в состязании. Они первыми в округе оценили возможность общения с учёными МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Ездили «экспериментаторы» и за границу, в Лондон. «Там мы проводили технический семинар со школьниками-англичанами. Наши ребята собирали на скорость машины для картинга, проявляли полную творческую инициативу и побеждали», — рассказывает Валерий Евгеньевич. По его словам, после семинара и обмена опытом в Лондоне стали открываться научно-технические кружки, похожие на «Эксперимент».
О важности технического творчества
Как ребёнок попадал в КЮТ? Такой клуб был доступен всем желающим, занятия были полностью бесплатными, всё оплачивало государство. Требовались только согласие родителей и соблюдение техники безопасности. Хотя, и это требование иногда нарушалось.
«У нас и взрывы случались, и пожары… Как-то даже улетел самолёт», — улыбается Илья Кибирев. Самолёт на радиоуправлении с размахом крыльев в два метра тестировали на Юганке. Что-то пошло не по плану — самолёт улетел. Его так и не удалось найти.
«У нас в «Эксперименте» стояли огромные сталеплавильные печи, где мы могли выплавлять из металла разные фигурки. Ходили с самодельным телескопом смотреть на Луну…» — продолжает перечислять Илья различные направления в клубе.
В 1995-м нефтяная компания «Шлюмберже» закупила «Эксперименту» компьютеры. Когда не у всех в городе были даже телефоны, ребята уже изучали операционные системы и программные обеспечения.
Иными словами, «экспериментаторы» были погружены в техническое творчество, важность чего часто отмечает Валерий Комков. «Самое главное — не потерять в толпе тех ребят, которые в дальнейшем могли бы стать двигателями научно-технического прогресса, — говорит педагог. И добавляет: — Детское техническое творчество в России находится в полном упадке. Подход к нему должен быть очень серьёзным. Нельзя жалеть денег на оборудование».
Возможно ли возрождение «Эксперимента»?
Эдуард Николаев сейчас преподаёт в кванториуме, почти десять лет назад вёл кружок радиоэлектроники в «Эксперименте».
«Меня Комков спросил, когда я устраивался на работу, смотрел ли я фильм «Республика ШКИД», — рассказывает Эдуард. — Я ответил положительно. А Валерий Евгеньевич пообещал, что в «Эксперименте» будет так же. И не обманул».
«Эксперимент» для многих школьников рубежа девяностых и нулевых стал не только учебной базой, но и родным домом, местом, где можно получить поддержку и посоветоваться со старшим товарищем.
«Конечно, мы и паяли, и пилили, участвовали в выставках. Люди были разные: кто-то серьёзно относился к теме электроники, кто-то просто приходил потусоваться, послушать музыку, пообщаться», — продолжает Эдуард. Он уверен, что подобный клуб, несмотря на существование кванториума, был бы полезен и актуален для современных детей.
Сейчас «Эксперимента» не существует. Клубы юных техников трансформировались, объединились с учреждениями дополнительного образования. Дети выросли, разъехались по всей России, стали инженерами, химиками, нефтяниками. По словам Валерия Евгеньевича, большая часть выпускников до сих пор занимаются наукой.
Сейчас физик мечтает о возглавляемом известным изобретателем «маленьком конструкторском бюро», где занимались бы от четырёх до пяти детей. Руководитель работал бы над своим проектом и параллельно обучал ребят.
«В современных кванториумах есть база, а талантливых ручек мало. Нужно охватить категорию ребят со второго по шестой классы — неиспорченных жизнью, с горящими глазами — и развивать их аналитическое и конструкторское мышление. Считаю, сегодня техническое творчество детей нужно максимально развивать, невзирая на все трудности», — резюмирует Комков.
Периодически воспитанники клуба встречаются и обсуждают возможность возрождения «Эксперимента». Реально ли в изменившейся действительности воссоздать нечто похожее на него? Заинтересуются ли современные школьники тем, что так увлекало их родителей? Эти вопросы пока остаются открытыми.
Наталья Тарасова. Предоставлено квц «Усть-Балык»